Майор Очевидность (metaloleg) wrote,
Майор Очевидность
metaloleg

Category:

Грузия, часть III: музей И.В. Сталина в Гори



У меня все-таки причудливые исторические интересы, отчасти диктующие маршруты для путешествий. Это, естественно, весь Древний Мир, от Геркулесовых столбов на западе и до мест, куда на востоке дошел Александр Македонский. Чем ближе к нам, тем более на восток сдвигается вектор: Византия и османы, кочевые державы Великой Степи и среднеазиатские династии мира Ислама. А вот популярная среди многих средневековая Европа мне особо сейчас не интересна, куда меньше, чем раскопки какого-нибудь древнегреческого полиса. Вторая область интересов и собственно, главный предмет чтения сейчас - история Второй Мировой и Великой Отечественной, а еще шире - вся история нашей страны в сталинскую эпоху, как апогей XX века для России и самое ее противоречивое время, во многом заложившее основу для нашей современности. Поэтому на третий день пребывания в Грузии я собрался в Гори, в музей Иосифа Сталина, как одну из главных достопримечательностей страны. Этот пост будет целиком о его экспозиции музея и его отдельных экспонатах, как материальных свидетельств эпохи. Я постараюсь написать максимально беспристрастно и не давать между строк оценку роли Вождя народов в истории России в своем очерке, и попрошу комментирующих также воздержаться от слишком бурного выражения эмоций, будь они за или против.




1. Добраться до Гори оказалось куда проще, чем я думал. Тбилисское метро до станции Дидубе, как место отправления маршруток, на выходе стояли таксисты предлагающие свои услуги как экскурсоводов по окрестностям. Нашел уроженца Гори, предложившего прокатить меня до музея Сталина и пещерного города Уплисцихе (второй пункт программы дня) и дожидаться, пока я все не осмотрю. И все это за символические 70 лари (где-то под 1700 рублей). И поехали. Таксист Зураб оказался единственным встреченным мне человеком в Грузии имевшим яростную политическую позицию по отношению к России, главным пунктом в которой было сожаление, что в 2008 году Путин не присоединил страну обратно к РФ, потому что, дословно "экономики нет, либо купи-продай, либо таксуй как я!". За этими разговорами мы быстро добрались по прекрасной дороге до Гори и подъехали к музею, явно являвшегося главной достопримечательностью города судя по количеству таксистов, иностранных туристов вокруг, и бойкой торговли сувенирами.





2. Перед музеем стоит небольшой памятник Сталину, единственный подобный из оставшихся в Гори. Был еще большой, 7-ми метровый, перед администрацией города, переживший весь Союз, но в 2010 году при Саакашвили тайно демонтированный, теперь он лежит где-то в промзоне, на месте который год идут дебаты об уместности его возвращения. Также перед музеем находится домик, с которого в 1937 году по инициативе Л.П. Берии, в бытность Первого секретаря ЦК КП(б) Грузии, начинался музей, он внутри закрывающего сверху железобетоннного саркофага. В этом доме родители Сталина снимали комнату, а в подвале отец, сапожник, ремонтировал обувь. "Здесь родился 21 декабря 1879 г. и провел своё детство до 1883 года И. В. Сталин." Внутрь не пускают, судя по фотографиям побывавших, там в оформлении интерьера использованы личные вещи семьи Джугашвили.



3. Сам главный корпус музея начали строить в 1951 году, открыли уже после XX съезда в 1957 году, Хрущев не решился препятствовать открытию мемориала после окончившихся человеческими жертвами выступлений в Тбилиси, на которых демонстранты защищали память земляка, и сбавил в ГССР обороты по компании десталинизации, ведущейся по всей стране. В Вики по поводу архитектуры музея написано причудливо: "большое палаццо в сталинистском готическом стиле", но мне лично чудится что-то восточное в мотивах.





4. На первом этаже нет ничего кроме кассы и магазинчика с сувенирами (мекка для истинных сталинистов с кружками и футболками) все справа от входа. Я не раз встречал утверждения, что там были открыты экспозиции по репрессиям, или как вариант - стенды по Пятидневной войне 2008 года. Ничего подобного не нашел, все или не существовало к моменту моего посещения, либо было закрыто. Нужно подняться по мраморной лестнице и красной дорожке наверх, на второй этаж.





5. В холле перед главными залами было несколько портретов эпохи сталиниады, ни один из которых я не видел ранее, посему приготовил фотоаппарат, благо, снимать в музее можно абсолютно все. Как вы все знаете, главным и наиболее ценным жанром живописи для человечества был, есть и будет социалистический героический реализм, который сейчас в чистом виде выжил разве только в Северной Корее, посему я два часа в основном запечатлевал прежде всего художественное выражение современников к вождю. Сам музей поделен на пять главных залов, плавно уменьшающихся в размерах по мере хронологии, самый большой первый зал посвящен жизни Иосифа Виссарионовича от рождения до победы Октябрьской революции.





6. Музей причудливо несет на себе смесь художественного отпечатка той эпохи, в которой создавался и более современное, уровня 90-х годов в части изложения исторических фактов о жизни человека, которому все посвящено. Яркие полотна о детстве и начале революционной деятельности соседствуют с черно-белыми репродукциями фотографий и документов, большинство из который так или иначе знакомо из литературы по эпохе. Увы, не все запечатленное на снимках было удобно фотографировать, да еще с бликами от яркого солнечного дня из окон напротив.



7. Любопытно то, что собранные тут картины о юношестве вождя имеют сплошь грузинские фамилии в авторах. В Грузии ценили именно земляческие корни Сосо Джугашвили, посему есть его скульптуры молодых лет, много картин со сверстниками и земляками и даже ваза с юношеским портретом. Я старался сфотографировать и картины и подписи к ним, но далеко не у всех экспонатов были указания авторства и названия.













8. Революционная деятельность молодого Иосифа, как известно, началась в Тбилисской духовной семинарии, своими порядками совершенно не вписывающаяся в идеи революционного брожения, уже дошедшие до царской Грузии. Есть документы об обучении, аттестаты и прошения личного характера на адрес руководства, фотографии и чудная миниатюра об исключении слушателя Джугашвили с попом и полицейским.





9. Началу революционной деятельности, еще в Закавказье также отведено много картин местных художников. У всех государственных деятелей бывает свой Тулон как место боевого крещения. От отдельных рабочих кружков Сталин достаточно быстро перешел к организации стачек и забастовок, перешел на нелегальном положении. Соответственно, документы и картины, на которых от слов переходят к делам. Эти первые пять лет XX века до начала Первой Русской Революции занимают примерно четверть всех экспонатов в первом зале.









10. Тут же - считанные вещи, использовавшиеся в доме матери или лично Кобой - чемодан и фарфор.





11. От революции до революции, от ссылки до побега. Любопытная карта ссылок и побегов революционера, а из мест ссылок почему-то главное внимание уделено Туруханскому краю, видимо, как самом далекому и "невыездному" месту ссылки - из него сбегать было просто некуда, разве что на верную смерть в тундре. Есть даже картина с домом, где жил в низовьях Енисея.







12. Заключительная треть зала - участие Сталина в событиях 1917 года и Гражданской войне. Картин тут мало, видимо, грузинские художники уже не уделяли этим событиям внимания, с которым писали полотна о революционных событиях в Закавказье. Тут уже появляются русские фамилии в авторах и начинает проявляться канон подобных работ Сталиниады, "И где каким висеть портретам - Впредь на века заведено…", в которых есть раз и навсегда заведенный перечень изображаемых персонажей, Сталин в роли мудрого советчика Ленина, где-то рядом Свердлов и Дзержинский. Например, вот картина "В кулуарах VII всероссийской (апрельской) партийной конференции", первой легальной конференции большевистской партии, где нет сошедших в нет Зиновьева, Каменева или Смилги, зато Сталин что-то советует Вождю мирового пролетариата и тот торопливо записывает в блокнотик. В музее совершенно нет какой-либо художественной точки на партийную историю в 20-х - начале 30-х годов со всей ее грызней, и в которой отразились бы репрессированные позже активные участники Октября и Гражданской.



13. А вот эта неподписанная картина неизвестного художника даже стала причиной поста-мини-расследования уважаемого Сергея periskop. По его версии, которая представляется достаточно аргументированной: Ленин возвращается в Питер из Цюрих и на станции Белоостров к нему подсели товарищи из петербургского комитета большевиков. Несколько отличная от канона подобных работ, на ней есть, кроме вождей, Инесса Арманд рядом со Сталиным и сидящая в шляпке Александра Коллонтай (?). Но точного названия и автора установить так и не удалось.



14. Распространенный, особенно в скульптуре, сюжет Ленина и Сталина здесь тоже представлен одной работой... на ковре. Вообще, дальше я покажу полдесятка подобных портретов, словно все ткачи Союза соревновались в подобном. Отдельно еще заснял невиданную ранее фотографию Ленина с бревном на субботнике.





15. Второй зал - Сталин во главе государства в 1930-е годы, картины с полностью оформившимся каноном вождя народов. Художественные экспонаты зала полностью затмевают документальные, я уже толком не могу вспомнить общий характер приведенных там документов об индустриализации, коллективизации и репрессиях. Одновременно со мной проходит англоязычная экскурсия.







16. Эта картина висела в предбаннике, но относится к этому периоду, и наверное, наиболее интересная из всех - Сталин в окружении делегатов компартий на VII конгрессе Коминтерна, 1935 год. Опознал стоящего слева у столика Димитрова, с вождем беседует Готвальд в сером костюме, за ним седая дама - Долорес Ибаррури, а рядом опирается на плечо непонятного персонажа Куусинен. Кто кого опознает - пишите в каментах.



17. Традиционный для эпохи набор картин Сталина с железнодорожными рабочими/крестьянами/народными депутатами/комсомольцами/детьми. Идет смена свиты - теперь в обязательных соратниках Молотов, Ворошилов, Калинин













18. Отдельный жанр - Сталин в дни работы или минуты отдыха. Он может проводить время за чтением газет с Горьким или даже со своей дочкой или матерью.













19. Отдельно выделю очень интересную фотографию, прямо таки характерную для эпохи. И. Сталин, К. Ворошилов и А. Андреев, наверное, самый незаметный член Политбюро сталинской эпохи, наблюдают за полетами на Тушинском аэродроме, 1939 год.



20. С третьим залом все понятно и без слов - Великая Отечественная. Тут музей уходит почти от всего пропагандисткого материала, переходя просто к фотографиям вождя времен войны, нет даже обилия послевоенного материала сталиниады, как вдохновителя побед. Достаточно много места уделено Тегерану, Ялте и Потсдаму, как заложившим основы послевоенного устройства мира на полвека.







21. Калинин вручает Сталину орден Победы и забавное решение брянских партизан, выхваченное взглядом из представленных документов.





22. Самым интересным экспонатом зала оказалась настольная лампа. Она была подарена Сталину челябинскими конструкторами и испытателями тяжелых танков Опытно-танкового завода №100 Ордена Ленина в честь победы в Великой Отечественной Войне. Подарок вручался в присутствии Жукова, которому лампа очень понравилась. Тогда Сталин передарил лампу маршалу, который обнаружил её в своём доме по возвращении в тот же вечер. Впоследствии, в 70-е лампа была передана в дар музею семьёй Жукова. На дарственной табличке символично объединены Кремль и Бранденбургские ворота, меж которыми помещен танк ИС-2.







23. Но зал времен побед и поражений соседствует с большой затененной комнатой, четвертым залом. В нем - посмертная маска Сталина. Маска снята 6 марта, на следующий день после смерти в 4 утра скульптором Матвеем Манизером. Это пятая по счету маска, а всего их было сделано 12. Непосредственно с тела снимается только одна маска, а все последующие снимаются уже с этой "оригинальной" и каждая получается чуть меньше предыдущей.



24. Смерть вождя представлена отдельными картинами, на разный лад рисующими полотна народной скорби, как в отдельной семье, так и на целых предприятиях.





25. Последний, пятый зал - это длинный коридор с подарками вождю, как от граждан Союза, так и из-за рубежа. Это только небольшая часть от московской коллекции, как мне сказали. Отдельно надо, видимо, выделить социалистическое соревнование ткачей ковров, их с ликом Сталина набирается полдесятка, один в паре с Ворошиловым, другие - соло. Это Туркмения, Азербайджан, Узбекистан...









26. Подарков в витринах много, все не снимал, только показавшиеся интересным или оригинальным. Это и веди повседневного использования и замысловатые сувениры, вроде китайского ножа из гильзы чанкайшистов.













27. Понравился набор для бритья, на табличке смог только разобрать название завода - "Красная Звезда"



28. На лестнице отдельно есть кабинет Сталина периода 1918-1922 гг. и его личные вещи. Например сапоги, повседневная и парадная шинели - Сталин не признавал другой одежды, кроме военной.







29. Тут также есть личные вещи, вроде ручки Потсдамской конференции или пачки сигарет "Герцогиня Флор", которые крошил в трубку вождь. Насколько помню из биографий, за несколько лет до смерти Сталин сумел бросить курить и очень гордился этим.





30. И самый большой экспонат музея находится не в самом музее. Бронированный вагон, кажется еще дореволюционной постройки - в этом вагоне Сталин ездил на конференции. Туда пускают почему-то по отдельному билету. Я из других отзывов о музее достаточно хорошо представлял себе, что увижу, но как было не зайти?





31. Длинный коридор, в купе входить нельзя, фотографировал с вытянутой с камерой руки. Сначала идут кухня, точка электрооборудования вагона и места сопровождающих







32. Личное купе вождя имеет выход в санитарный блок. В самом купе - кушетки и узкий письменный столик







33. В конце вагона - зал для совещаний. Не удержался и сделал селфи в зеркале в сталинском вагоне.





34. Часть оборудования - уже брежневских времен, вагон явно служил новым владельцам и после смерти вождя.



35. На весь музей у меня ушло полтора часа, судя по времени фотографий, экскурсии пробегают его в полчаса, но это куда менее интереснее, чем самому ходить и разглядывать артефакты эпохи. В любом случае, это одно из самых понравившихся мест в Грузии, тем более, что другие достопримечательности Гори служат скорее для галочки. Но о них - в следующем очерке.



Грузия, часть I: Общие впечатления
Грузия, часть II: Мцхета
Tags: Грузия, История, Путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments