Майор Очевидность (metaloleg) wrote,
Майор Очевидность
metaloleg

Categories:

Армения, часть VI: Эчмиадзин и Звартноц



20 апреля я практически весь день ходил по национальному историческому музею. Оттуда бы я с радостью сделал бы отдельный пост, особенно об его коллекции артефактов доурартских времен, но увы - там совершенно запрещено фотографирование. А на следующий день я на полдня выехал на запад от Еревана посмотреть на Эчмиадзин, резиденцию католикоса Всех Армян, центра Армянской апостольской церкви, и заодно разведать, что осталось от храма в Звартноце. На месте выяснилось, что самым интересным зрелищем неожиданно стал музей церковных реликвий внутри Эчмиадзинского кафедрала. А теперь по порядку.



1. Историческое название Эчмиадзина - Вагаршапат, и его вернули с установлением независимости страны. Наверное, это название используется разве что на картах, в повседневной речи всегда используется Эчмиадзин. Я, признаться, совершил эту поездку в максимально ленивом темпе - доехал до резиденции, погулял там где возможно, час провел в маленьком музее, прошелся по совершенно советскому городу, потом доехал до Звартноца, обошел развалины и поехал себе обратно в Ереван. В принципе там было еще парочка древних церквей, но идти до них настроения особого не было, может быть в следующий раз опять туда съезжу. Резиденция начинается с оригинальных ворот, вход же справа в калитке.



2-4. Эчмиадзинский монастырь - это большое открытое пространство с элементами музея. Армяне воссоздали резные хачкары оставшиеся на турецкой и азербайджанских территориях и вероятно разрушенные в бурных событиях прошедших веков. Позавчера геноцид армян признал Бундестаг, наверное, в Ереване очень радовались, но какие-нибудь глобальные подвижки в границах или там компенсациях с Турции возможны только по итогам войн, а пока армянам только и остается, что реставрировать прошлое по фотографиям.







5. В целом время для посещения Эчмиадзина было неудачное, идет реконструкция, в саму резиденцию тоже не пускают, да еще и забором она прикрыта.



6. Эчмиадзинский кафедральный собор тоже усердно реставрируют, что, впрочем, не в первой, его часто перестраивали. Оригинально - этот древнейший кафедральный собор в мире был возведен в самом начале IV века н.э. вместе с принятием христианства. Изначально Эчмиадзинский собор имел форму базилики, однако в последующие века его внешний облик претерпел значительные изменения. Ныне он представляет собой крестово-купольный храм с тремя алтарями: центральным — выполненным из мрамора, и двумя боковыми — северным и южным.



7. От других армянских храмов его отличает роскошное по армянским меркам внутреннее убранство и расписной вход. Армянские мерки роскоши гораздо скромнее российских, и собор в Эчмиадзине сравниться с ХХС точно не сможет, скорее примерный уровень главного собора в городе-миллионнике.



8-11. Внутри тоже реставрация и драпировки, леса и работающие над деисусным рядом под алтарным помостом реставраторы. В общем-то сейчас там особо нет места ни для туристов, ни для верующих, открыта только та часть храма, где проход в музей. Со мной в основном были мои соотечественники.









12. А вот церковный музей оказался ну очень интересным. Перед этим я знал об экспонатах только то, что там находится Копье Лонгина - один из артефактов христианства, которым, по апокрифическому преданию, центурион Лонгин прервал крестную муку Христа. Покупая билет в музей, мне об этом напомнила девушка-билетёр, на что я ответил, что кроме армянского такие копья (ранне-средневековые по исследованиям нашего времени) есть еще в Риме и Вене. "Но у нас - самое древнее!", не растерялась девушка. Тогда и начну с Копья Судьбы фотографии из музея. Вот оно, в окладе-ставротеке 1687 года.



13-15. Коллекция одеяний и епископских посохов. Любопытно, что в армянских посохах объединились как православные, так и католические традиции. Большинство имеют форму навреший, распространившуюся в православии с XVI—XVII веках — в виде двух змей, извивающихся кверху с главами, взаимно обращёнными друг к другу, что означает мудрое управление паствой. И есть епископские жезлы с навершием в виде спирали с завитушками, что пришли из католической традиции.







16. Наверное, самым ценным экспонатом оказалась эта деревянная икона IX века н.э., показывающая снятие с креста. Удивителен сам факт сохранения иконы на столь хрупком материале, она на два века старше самых ранних древнерусских икон. И буквально только что, из соседней Византии ушло иконоборчество, которое, как явление не затронуло независимую армянскую церковь, но все же породило сектантские движения. Под ней - длань с мощами какого-то святого, изготовленная XVII-XVIII века.



17-19. Этих дланей, кстати, достаточно много в музее. Одна из них содержит мощи Святого Стефана, христианского первомученика, еврея по происхождению. В другой мощи евангелиста Луки.







20. Раз рядом Арарат, то должен быть и Ноев ковчег. Вот его частица в обкладе-складене конца XVII века.



21. Есть и кусочек Животворящего Креста запрятанный в обкладе около 1300 года. Честно сказать, если все кусочки во всех церквях сложить, то хватит на несколько крестов точно.



22. С точки зрения археологии куда интереснее железный крест армянского царя Ашота II Ерката (что тоже значит "Железный"), победителя арабов, шахиншаха Армении и Грузии в первой половине X века. Вот так выглядит железо, которому больше тысячи лет.



23. Внуку Ашота II, царю Ашот III Вогормац ("Милостивый", правил в 952—977) принадлежал это крест из горного хрусталя. Необычный материал для подобных предметов.



24-26. Конечно, там есть и рукописные книги, а также средневековые оклады для них. Увы, сфотографировать книгу без бликов оказалось труднее, чем металлические изделия.







27. Еще необычный экспонат - алтарный крест XVII века.



28-30. Какой-то серебряный сосуд, то ли реликварий, то ли еще что-то в этом роде. На нем сцены крещения.







31. Увидев во мне вдумчивого посетителя, задающего вопросы, девушки попросили меня принять участие в соцопросе-студенческой работе на тему экспозиции, я быстро заполнил вопросы анкеты и сфотографировал красавиц на память.



32-33. Немного походил по доступной территории, там немноголюдно, и в общем-то делать нечего. Сами армяне в кафедральный собор молиться не идут, предпочитая современную церквушку сбоку у стены, весьма модернового вида.





34. На выходе я увидел в переулке нечто этакое и пошел туда. Думал - музей. Неа, это оказался обычный жилой дом нового армянина - поклонника античной эстетики. Причем эстетики с явным перегибом.



35. Памятник жертвам геноцида армян у местной школы.



36. А дальше я на местном таксисте проехал несколько километров до Звартноца, руин раннесредневекового храма середины VII века. Сама по себе дорога к нему очень красива, храм лежит прямо напротив северных склонов Арарата.



37. По свидетельству армянского историка Себеоса, храм был построен на том месте, где выпущенный из темницы Хор Вирапа Григорий Просветитель, креститель армян, встретил армянского царя Тиридата Третьего для его излечения. Само название "Звартноц" приписывают видению Григория, которое снизошло на него в момент основания Армянской церкви. В видении на него снизошел сам Иисус в окружении сонма ангелов. От древнеармянского слова "звартонк" - "бдящий" и пошло название Звартноца, "Место бдящих сил", то есть ангелов всегда находящихся на неотлучной страже.



38-39. Как это часто бывает, место для христианского храма было выбрано на месте еще урартского культового сооружения, при раскопках нашли его фундамент, жертвенник, и плиту царя Руса II, в которой он сообщал о строительстве водопровода из реки Раздан. Армянские архитекторы построили совершенно непохожий на простые раннехристианские базилики круглый храм, чей купол опирался на углы и апсиды, формирующие один единый круг. Такая исполинская ротонда с окнами высотой до 45 метров, высотой чуть выше римского Пантеона, но не столь массивно выглядящая на реконструкциях.





40. Храм построили к 652 году, на его освящении присутствовал сам византийский император Констант II, по преданию, захотевший построить в Константинополе нечто подобное, а посему забравший с собой архитектора, будто ему мало было Святой Софии. Но увы, архитектор по дороге заболел и умер.



41. Храм простоял примерно 320 лет, пока не был разрушен в X веке. О причинах идут споры среди историков, превалируют две версии - более распространено мнение, что это было землетрясение, которое не выдержали стены второго яруса. Еще есть версия о злокозненных арабах - в пользу этой версии есть следы пожара, выявленные при раскопках. Как бы это не было, церковь обрушилась, при раскопках не стали убирать часть упавшей стены, она так и лежит рядом, демонстрируя мощь сооружения при жизни.



42. Внутри храма, прямо под куполам находился склеп с мощами Григория Просветителя. Сейчас он забран решеткой.



43. В целом эти руины скорее дают волю фантазии представить как оно было 1300 лет назад, поскольку остатков былого величия тут уже нет. Храм раскапывали с начала XX века, в том числе его копал один из столбов отечественного востоковеденья Николай Марр. Одновременно храм в Звартноце превратился в совершенно отдельный предмет армянской архитектуры, потому что многие тамошние архитекторы считали своим долгом сделать свою собственную версию реконструкции облика храма. Этим работам посвящён целый зал тамошнего маленького музей.



44-45. Наибольшее представление об облике дает деревянная раздвижная модель в центре зала. Три цилиндра, поставленные друг на друга, в нижний из которых вписан крест с алтарем в глухой западной стене и полукруглыми арочными пролетами в остальных трех сторонах. Богато декорированный первый ярус и более простые второй и третий для ощущения полета вверх. Для небогатой гористой Армении такое сооружения было, конечно, чудом света.





46. Храм был увенчан шатровым куполом и покрыт красной черепицей. Одна из них представлена в музее.



47-48. Кроме главного архитектора в работах принимали участие другие мастера, портрет каменщика Йохана или Иоганна с его инструментом представлен в музее. Помимо собствено руин храма там также были раскопаны монашеские кельи, бани, склады и прочие строения повседневного человеческого существования. Ничего особо интересного там нет, но для людей интересующихся средневековой архитектурой есть где потратить часа два на осмотр.





На этом все на сегодня, в следующем очерке расскажу о своей поездке к озеру Севан. Оставайтесь на связи.



Армения, часть I: Общие впечатления
Армения, часть II: Крепость Эребуни
Армения, часть III: Монастырь Татев и его окрестности
Армения, часть IV: Монастырь Хор Вирап
Армения, часть V: Храм Митры в Гарни
Tags: Армения, Путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments