Майор Очевидность (metaloleg) wrote,
Майор Очевидность
metaloleg

Category:

Армения, часть V: Храм Митры в Гарни



"Элий Тиридат, великой Армении неограниченный владыка, основал Наяде царице непобедимую крепость в год одиннадцатый милостивого царствования. Под началом правителя - ему, великому, ревностному и благосклонному, сложил каменщик по ученому приказанию" - и это, кстати, только один из вариантов чтения надписи на каменном столбе, встречающем посетителей музея храма Гарни, что в трех десятках километров от Еревана. После посещения монастыря Хор Вирап я приехал к долине реки Азат увидеть самый значимый памятник античности на территории бывшего Союза.



1. С незапамятных времен каменный мыс над ущельем реки служил местом убежища для местных жителей и правителей. Природа укрепила его отвесными скалами, ниспадающими с высоты сотни метров ко дну ущелья, а единственное место подхода защищалось оборонительной стеной протяженностью до двух сотен метров. Люди жили тут с раннебронзового века (IV тыс до н.э.), цивилизация пришла сюда с завоевательными походами урартского царя Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры. Позже ванские властители укрепили стены и возвели первый храм на его территории. Новый виток истории Гарни относится к III-II вв. до н.э. – периодом распространения эллинизма в Армении. К данной эпохе относятся некоторые внешние стены и основания сооружений. Но самые известные памятники – храм Митры и римская баня – датируются I веком н.э., временем правления царя Тиридата или Трдата I из рода армянских царей Аршакуни, современника Нерона и Домициана. В продолжительной войне римлян с парфянами за господство в Малой Азии полем военных действий была территория Армении. Каждая из сторон короновала или низвергала соперничающих царей до тех пор, пока в 54 г. брат парфянского царя Трдат I не сверг римского ставленника. В качестве наказания, в 57 г. Рим вторгся в Армению, а в 58 г. разрушил до основания столицу Арташат. Римляне сумели покорить почти всю Армению, когда в 62 г. вблизи г. Харпут (Харберд) армия Трдата окружила два римских легиона и заставила их капитулировать. Однако, встретив давление со стороны парфян, Трдат заключил с римлянами мир, приехал в Рим и возложив свою корону к ногам Нерона в надежде получить ее обратно из рук императора. Нерон любил внешнеполитические широкие жесты, был неравнодушен к восточным культам, и посему отдал корону обратно Тиридату на правах клиента Рима. Плиний Старший писал, что армянский царь посвятил Нерона в некий магический ритуал, и что именно в это время в римском пантеоне зародился культ Митры. Пожертвованные армянскому царю два миллиона сестерциев и и приданные римские инженеры позволили Тиридату восстановить разрушенную столицу, назвав ее в честь императора Неронией. В то же самое время, около 66 г., Тиридат соорудил храм Митры в Гарни. Надпись, которую я процитировал в начале поста была сделана на боковой стороне большого камня, а позднее на верхней поверхности был высечен хачкар, потому и сохранилась до нашего времени. Этот камень оставался нетронутым до тех пор, пока археологи случайно не нашли хачкар, и, перевернув его, обнаружили надпись на греческом.



2. Машины приезжают прямо к древним крепостным стенам, тут же находится будка с билетами, тут же предлагают свои услуги персональных гидов сотрудники музея за 2-3 тысячи драм. Собственно, с одним из них я и гулял тут около часа. Стены, конечно, изрядно снесены временем, но изначально они достигали высоты в 12-14 метров, но от них сохранились всего лишь камни нижней кладки общей высотой не более 2-4 метров и столько же стана была в ширину. Эти внушительные каменные блоки соединялись между собой железными скобами без какого-либо строительного раствора - метод, применявшийся древними римлянами, а потом распространившийся по всему Средиземноморскому региону. Но вот на фото слева и по обеим сторон прохода в основании стены сохранились более ранние базальтовые глыбы первой половины III века до нашей эры. Я сразу покаюсь в том, что более крупные кадры стены у меня остались на сдохшей карточки, снимки с которой я не смог вытащить. Но ничего, в следующую весну я вообще хочу несколько дней пожить в этом чудном месте, и все там облазить.



3. Почему храм посвящен именно Митре? Храм воздвигнут в честь почитаемого в Индии, Персии и Малой Азии бога Митры, культ которого в дальнейшем проник в Древний Рим вместе с римскими завоеваниями. Социальные низы, служившие рядовыми в легионах он привлекал тем, что провозглашал равенство среди посвященных в него и сулил блаженную жизнь после смерти, а кроме того бог приносил победу, а с ней славу и добычу. Кроме того и греки и римляне, имевшие свою Олимпийскую религию с десятками персонажей, легко отождествляли иноземных богов со своими, и Митра ассоциировался у них с Гелиосом, богом Солнца. Так что религиозные представления в античности не вырывали одно другое с корнем, а надстраивались друг на друге и переплетались, тем более что обрядность с приношением жертв в целом была похожа. Только христианство категорически отвергло многобожие. А я иду к храму.



4. Удивительно, но храм пережил абсолютно всех своих ровесников и простоял в целом виде до 1679 года, кода его разрушило землетрясение. Но и после этого о привлекал внимание путешественников из Европы. Его копали весь XX век. На фото выше видно состояние храма примерно на 1918 год, после частичных раскопок в 1909-1911 годах, когда с руин вырубили деревья и очистили от земли. Удивительно, но я даже в старой советской археологической периодике типа ВДИ не нашел ни одного фото времен постоянных раскопок или реставрации. В 1945 году была найдена надписи царя Тиридата, вернувшая интерес к храму, и с 1949 года начались систематические раскопки, длившиеся до конца 50-х, а потом еще повторенные в 1977-78 годах. Сама идея восстановления храма появилась в 30-е годы, и окончательно оформилась во время раскопок, когда стало понятно, что можно использовать до 80% сохранившихся обломков. Что и было сделано к 1976 году архитектором Саиняном. В научной терминологии это называется анастилоз, метод реставрации, заключающийся в воссоздании разрушенного памятника из его отдельных частей. Но все внимание и археологов и архитекторов было приковано к храму. Реально, раскопаны около 10-15% от территории мыса, изначально фокус исследований был направлен на храм и прилегающую территорию, а также вдоль крепостной стены, где нашли казармы царской стражи. Но всем остальном раскопки местами были, я ходил вокруг квадратов с каменными отвалами, но все осталось или заброшенным и заросшим или законсервированным обратно. Уже в годы независимости восстановили ворота и облагородили прилегающую к храму территорию, заодно поместив царскую баню под крышу.



5-6. Прежде всего - храм Митры потрясающе красив и соразмерен. Он остается таким на фото, но воочию он впечатляет куда больше как пришелец из античных времен стойко переживший две тысячи лет. Он стоит перед тобой на фоне гор и словно не было ничего, что он пережил на своем веку, сейчас на заре придут жрецы и приведут белого жертвенного быка, будут читать гимны в его честь и честь Солнца, может быть даже прозвучит молитва "Ахуна-Варья", приписываемая пророку Заратуштре, а митраизм частично схож с зороастрийской религией и даже иногда рассматривается как его ересь. И из митраизма попал к нам обряд причащения в христианстве, когда в честь Митры ели хлеб и пили вино или сладкое питье, что означало предвкушение митраистами блаженства в будущей жизни. Так что я в следующее посещение по археологической привычке возьму сладкого вина и пролью пару капель на древние камни, как мы это делали в Херсонесе.





7-8. Предполагается, что храм в Гарни был воздвигнут на месте и фундаменте более древнего урартского с такими же размерами в основании, как в храме бога Иварша в крепости Эребуни (5.05 м X 7.98 м) и с той же ориентацией вдоль северо-южной оси. Композиция храма представляет собой греко-римскую форму ("Периптер") внутреннего помещения в ионическом стиле, расположенного на подиуме высотой 3 метра. В северной части храма широкая 8-метровая лестница с девятью ступенями ведет во внутреннее святилище. По всему периметру храма, вокруг святилища, воздвигнута колоннада из 24 колонн (по 6 колонн в передней и задней сторонах храма и 8 - по бокам). Старые и новые блоки и части колонн легко отличить по цвету, базальтовые плиты верхнего яруса, как не странно, в целом сохранились лучше нижних.





9-10. Храм небольшой и в нем нет недоступных мест. Внутри под колоннадой есть плиты с резьбой в виде листьев акантуса, цветов, виноградных лоз, гранатов и других, присущих данному региону и Армении растений. Иногда символы страны не меняются тысячелетиями.



11-12. Блоки храма скреплялись свинцовыми штырями, которые в средневековье усиленно ковыряли местные жители. При реконструкции использовались стальные, и в одном месте можно сравнить изделия древних и современные. Еще в базе одной из колонн я увидел срезанное крепление на стыке древнего и реставрационного фрагментов.





13. Внутри храма небольшая комната, 8 метров в длину и 5 в ширину с алтарем в глубине помещения. Там не поместиться много людей, поэтому предполагается, что все обряды проводились снаружи.



14-16. Еще несколько фото храма с разных сторон. Не буду приводить все вычисления из сакральной нумерологии, применимые к храму, напишу только, что она повсеместно применялась при строительстве в Малой Азии и Древнем Риме под влиянием учения пифагорейцев из Греции. Там были свои значения вроде святой троицы, пришедшие в христианство. Например, 9 ступеней ведущих в храм - это 3x3 или утроенная святая троица, под которыми в Риме и в Армении понимались боги местных пантеонов.







17. Под стенами храма - остатки церкви церкви Св.Сиона VII века. Храм в Гарни счастливо избежал уничтожения после принятия христианства, как считается, потому что по настоянию сестры царя Тиридата III, расположенный в царской резиденции он не так смущал души новообращенных поданных. И его превратили в беседку над ущельем. Позже, он точно также впечатлили арабских завоевателей, и стал мечетью. А упомянутая церковь Св. Сиона представляла собой центрально-купольное сооружение в форме креста и считается маленькой копией церкви Звартноц, о которой я расскажу в следующем очерке. Четыре одинаковые ниши формировали равносторонний крест, между крыльями которого было расположено по одной молельне прямоугольной композиции. Ее можно сфотографировать с подиума храма Митры. Очень причудливое, наверное, зрелище, это было - соседство языческого и христианского храмов бок-о-бок.



18-19. Церковь Сиона была построена прямо на месте царского дворца. Ведь это не просто было царской крепостью, но и курортом, и царю полагались достойные ему хоромы. Предполагается, что двухэтажный дворец примерно 15 x 40 м в размерах был построен прямо у обрыва ущелья. В армянских летописях Летний Дворец назывался «Домом прохлады», так как имел длинные портики по обеим сторонам и продувался прохладными ветрами с ущелья Гарни. Во дворце была использована система природного «кондиционирования воздуха» из влажных драпировок, висящих в открытых портиках, продувание которых охлаждало внутренние комнаты. Была также использована ранняя форма кондиционеров воздуха, усовершенствованная римлянами и состоящая из больших блоков льда, доставленных с вершин гор, через которые форсировался воздух для охлаждения комнат. На ущелье выходили покои царя и его семьи, а главный фасад дворца выходил на площадь рядом с храмом. Сейчас от Дома прохлады остался лишь фундамент и контуры стен, плавно переходящий в руины церкви.





20. Здесь же был найден в 1954 г клинописный камень с инскрипцией VIII века до н.э., принадлежащая урартскому царю Аргишти I. Надпись относится к завоеванию территории Гарни и взятию в плен его жителей, которых он угнал на возведение Эребуни.



21. Вторым по значимости объектом на территории Гарни является римская баня, построенная либо во второй половине II века н.э. либо в III веке и занимающая северную часть территории комплекса. В настоящее время оно находится под современной крытой конструкцией. Баня состояла из пяти комнат, четыре из которых снаружи имели подковообразную форму.



22-23. Распространение римского влияния значило также распространение римского образа жизни, в котором бани-термы играли роль одного из символов римской цивилизации. У армянских царей тоже была скромная личная баня, но весьма интересная во внутреннем устройстве. Есть так же мнение, что это было не для царей, а для стоявшего тут в отдельные отрезки истории римского гарнизона. Дальше для иллюстрации я воспользуюсь реконструкцией Хачатряна и Тонякяна, сделанные для статьи 1986 года для ВДИ №3/1986.





24. Баня состояла из комната для переодевания (apoditerium) (А), за ней следовали баня холодной воды (frigidarium) (Б), затем теплая баня (tepidarium) (В), баня горячей воды (caldarium) (Г) и, наконец, паровой ход к жаровне (Д на схеме). Все достаточно тесное, для двух-трех человек максимум, будь то либо царь, либо римские военачальники. В настоящее время вход расположен в помещении Г, то есть туристы идут обратным ходом, от принятого в античности чередования залов. На фото - маленькое окошко (Д на схеме) для подачи жара из условно "котельной", располагавшейся за пределами бани.



25-26. Строительство античных бань всегда было связано с требованиями их эксплуатации. В частности, большое значение придавалось вопросам рационального использования и сохранения тепла: строились толстые стены метровой толщины, оконные проемы делались небольшими или вовсе отсутствовали, сами постройки ставились в защищенной от ветра местности, высота потолков в малых банях не превышала 2,5-3,5 м. Снутри подогрев осуществлялся с помощью горячего воздуха, нагревавшего полы бассейнов, приподнятые на глиняных столбиках.





27-29. В аподитерии или раздевалке сохранился мозаичный пол – самая впечатляющая часть здания бани и единственный образец сохранившейся в Армении цельной мозаики, датируемой III веком. Она выполнена из камней 15 оттенков с изображениями мифических героев и водных сцен с морской богиней Тетис. Несмотря на то, что надпись сделана на греческом языке, облики, изображающие рыб, русалок и ихтиокентавров, имеют восточные черты. Одна из сохранившихся надписей мозаичного пола сделана на общегреческом койне и гласит: “Мы ничего (даже рыбы) не получили ни с моря, ни с океана” или в свободном переводе - "Работали, ничего не получив взамен". К сожалению, условия съемки никакие, поэтому я возьму из сети те немногие более понятные картинки.









30-34. Ну и в заключении - почему тут собственно армянские античные цари устроили себе резиденцию и курорт. С мыса красивейший вид на ущелье реки Азат, с видами на древние скалы причудливого кристаллического сложения. Там же внизу были каменоломни, где добывали базалт для строительства. Все цветет, чистейший воздух, хорошо на душе, лепота и все такое прочее. Экскурсовод предлагал организованные прогулки внизу по ущелью, сулил свежепойманную форель на обед и прочие заманиловки. А еще просто хочу найти там гостиницу с террасой с видом на храм и любоваться окрестностями. Даже нашел на краю ущелья целый дом с бассейном под аренду на семерых, но это нужно подбивать компанией. А на прощание просто виды с просторов.









В следующий раз я напишу очерк о поездке в Эчмиадзин, столицу армянского христианства. Оставайтесь на связи.



Армения, часть I: Общие впечатления
Армения, часть II: Крепость Эребуни
Армения, часть III: Монастырь Татев и его окрестности
Армения, часть IV: Монастырь Хор Вирап
Tags: Армения, Археология, Путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments