Майор Очевидность (metaloleg) wrote,
Майор Очевидность
metaloleg

Армения, часть III: Монастырь Татев и его окрестности

По возвращению из Эребуни меня настигло сообщение от хозяйки квартиры, приглашавшее на весь следующий день в экскурсию от ее дружественной турфирмы на юг Армении к монастырю Татев. В планах у меня так далеко забираться не было, но раз есть оказия с транспортом, то надо ехать, тем более по российским меркам поездка за полтысячи километров стоила сущие копейки. И проездили мы весь день, с восьми утра до одиннадцати ночи, львиную долю времени заняла дорога туда и обратно. Конечно же, маршрут определял не я, так что этот очерк содержит просто фотографии с поездки и мои комментарии к ним.

1-2. Поездка в целом оказалась больше интересной разнообразием природных ландшафтов, мы достаточно шустро проехали Араратскую область и первую остановку сделали только на Вайоцдзорскрм перевале на дороге М2, 2300 метров над уровнем моря. Там лежал снег с зимы, было холодно и дул пронзительный ветер, классическая горная погода.

3-4. Далеко внизу, где-то на двух тысячах метров к югу-востоку от перевала лежало Спандарянское водохранилище

5. Один из пилонов вблизи около дороги на фотографии выше

6. Дальше началось настоящее мучение, потому что на федеральной трассе М2 в Армении, между прочим, стратегической рокаде вдоль всей турецкой границы дорожное покрытие отсутствует как класс, и некоторые места мы проезжали на 30 км/час, яростно маневрируя межу колдобин. Иногда нас подбрасывало до потолка всей компанией. Я давно отвык от подобного в европейской части России, а может быть мало ездил на федеральных трассах. Но даже в Крыму при киевской власти дороги были лучше. Но рано или поздно, примерно к полудню мы доехали до Воротанского ущелья.

7-9. Это одно из самых красивых мест в Армении, что мне довелось посетить. Открытое всем ветрам места с отличными видами на Баргушатский хребет вдаль и деревеньки внизу ущелья.

10-11. Монастырь с места съёмки на расстоянии почти шести километров, поэтому его не разглядишь на фотографиях. На нижней фото он находится в правой части снимка на втором горном уступе справа, но его не разглядишь даже рассматривая оригинал снимка при максимальном разрешении.

12. К монастырю ведет Татевская канатная дорога - я даже не предполагал, что в этой поездке мне доведется прокатится на самой длинной канатной дороге в мире длиною в 5752 метров. Ее соорудили для развития туризма на деньги негосударственных фондов. Скорее всего, это вложился кто-то из армянской диаспоры, у меня вообще сложилось впечатление, что любые знаковые постройки, что канатка до Татева, что Каскад в Ереване, строится на деньги выходцев из Армении, которых исторические бури раскидали по всему миру.

13-14. Около станции есть хороши гостевой центр с дешевым и вкусным рестораном, где советую поесть перед переправой, так как достопримечательности округи займут у вас три-четыре часа как минимум. Вагончики отправляются примерно раз в 20 минут, билет стоит 3500 драм, то есть чуть больше 500 рублей. Наша группа дружно набилась, я занял стратегически верное место у окна впереди по ходу движения, вагончик тронулся и сорвался в пропасть.

15-16. Движение достаточно плавное, но иногда на самых низких точках каната, где он прогибается, кабинка напоминает спускающийся скоростной лифт. Внизу на высоте от ста до трехсот метров лежит деревенька Алидзор с советским автопромом, коровами и лошадями.

17-21. Чуть дальше начинается собственно ущелье реки Воротан с маленьким ручьем бегущем между склонов. На плато слева возделываемое поле, подьем в гору прорезают многочисленные тропинки. Такие селения живут в вертикальном измерении.

22-24. Переваливаем через последнюю опору, вон на той стороне и находится Татевский монастырь. Здесь, в среднегорье, весна еще не покрыла свежей листвой все растения.

25. О Татевском монастыре вы можете прочитать в русской Вики, вообще Армения в ней представлена очень хорошо и подробно, за счет фактического двуязычия армян. Не стоит ждать от армянских церквей какого-то внешнего или внутреннего великолепия, попытку построить свой собственный храм Святой Софии в Звартноце стерло землетрясение и алчные завоеватели, да и в бедной горной стране куда важнее были крепкие стены и удобное для обороны расположения. Поэтому монастыри окружались стенами, а церкви внутри были просты и суровы в убранстве, что отличает их от православных храмов. Тем нее менее, архитектурный армянский канон сложившийся в IX-X веках успешно дожил до наших дней.

26-27. Но туристов сначала ведут в маслодавильню. Всё, что требовалось для полноценной жизни монашеской братии и студентам Татевского университета, производилось в стенах обители. В монастырских сёлах содержались стада, разводили в прудах рыбу, плодоносили фруктовые сады, созревали на полях пшеница и ячмень. Крестьяне собирали урожай, пасли скот, ухаживали за фруктовыми деревьями. Монастырский оброк привозили в обитель и уже там пекли хлеб, изготовляли пергамент, давили вино и масло. В одном из двух залов маслодавильни сохранился массивный жёрнов, с помощью которого отжималось масло. Его получали из кунжута, конопли, горчицы, репейника, мака, клещевины и льна. Семена или сами растения сначала подвергали тепловой обработке на медленном огне, затем подогретую массу дробили жёрновом и помещали под гнёт. Полученная жижа отстаивалась, потом фильтровалась, и на выходе получалось растительное масло. Оно использовалось в хозяйстве и при обороне обители, излишек продавался или обменивался. А чтобы шум работающей маслодавильни не нарушал покоя монастырской братии, Дзит Ан располагался вне стен обители. Внимание привлекает прежде всего пресс, искусно выполненный из дерева, включая винтовую резьбу.

28. Самый известный отдельно стоящий объект на территории монастыря - газаван начала X века, увенчанная хванчкаром восьмигранная каменная колонна на пьедестале справа на снимке. Зодчим удалось с ювелирной точностью вычислить параметры соответствия между силой тяжести самого монумента и его объемами, что обеспечивает стабильное вертикальное положение столпа. Вместе с тем, он установлен на шарнире и способен раскачиваться. Собственно поэтому и называется "качающимся столпом" или "живым посохом"э Существуют две версии этого инженерного решения. Одна из них научная: колонна приходила в движение даже во время самого слабого землетрясения, предупреждая монахов и местных жителей о катаклизме. По другой версии, она была построена, исходя из оборонительных соображений: при дрожании земли, вызванным приближением вооруженных людей, колонна начинала раскачиваться. Сейчас колонна закована в стальные кольца, трогать руками ее не дают, а то туристы и не такое роняли.

29. Внутри достаточно тесно, церковь Сурб Погос-Петрос или апостолов Павла и Петра относительно недавно реставрированную после землетрясений трудно снять вблизи, внутри нее темно и не поддалось фотографии.

30-32. Мое внимание привлекли многочисленные кресты на ее стенах, как хванчкары мастеров так и явно автографы паломников. Точно такие же я видел в армянской части Храме Гроба Господня в Иерусалиме, про которые тамошний экскурсовод рассказывал, что это автографы неграмотных строителей. Теперь же я думаю, что это просто универсальная армянская средневековая традиция. UPD: Но мне в ФБ подсказали: "Каменные кресты, на отдельных плитах или на стенах - отметка о каком либо значимом событии в жизни паломника или постоянного прихожанина церкви. Может означать как радостное так и печальное событие в его жизни. Вроде исполнения обета".

33. Развалины келий, кухни и прочих монастырских помещений не восстанавливались целиком. Они построены на краю ущелья, здесь был и потайной ход вниз к реке.

34-37. Водитель, преодолевший горный серпантин с то стороны ущелья поднялся с нами на соседнее плато, отсюда виды на монастырь и окружающие просторы еще лучше.

38. Коллективное фото нашей экскурсии из ФБ турфирмы. Со мною были армяне из Еревана, русские и даже один испанец со своей армянской подругой, живущие где-то на юге Испании. Экскурсия была на армянском, на нам спутники переводили на русский, а испанцу подруга переводила на английский.

39-40. В общем, как это всегда бывает в экскурсиях, все достаточно торопливо. Дальше мы спустились вниз в ущелье к месту водопада с бьющим из скалы минеральным источником. Правда при мне он не бил, не сезон. Но живописное место.

41-46. Еще мы заехали на одинокую беседку над краем ущелья. Просто искусственное туристическое место, с обвязанными ленточками деревьями, но виды оттуда замечательные.

47. Куда интереснее оказалось заброшенная горное село старый Хндзореск, на склоне глубокого ущелья. Недостаток земли, пригодной для обработки, и набеги грабителей, заставлял жителей селиться на склонах гор, выдалбливая себе жилища в податливом известняке. После войны его перенесли в более удобное место.

48-50. Туда ведет подвесной мост, сооруженный с точки развития туризма. Мост реально раскачивается при пересечении, хотя экскурсовод утверждал, что он выдержит семьдесят человек одновременно.

51. Обитателем села оказался только привратник в местом храме св. Рипсиме, хорошо замаскированной на местности среди растительности.

52-53. Само горное село весьма похоже на аналогичные в Крыму, только крутизна склонов в Армении куда больше. да и далеко не везде можно было подняться наверх. День клонился к закату, мы уже не задерживались где-либо долго. Такие места быстро разрушаются, если их не поддерживает человек.

54. А дальше нас ждал долгий путь до Еревана, по ужасной дороге в темноте, так что до дома я добрался только за полночь. Видимо, не стоит планировать поездки по Южной Армении, живя в Ереване, дорога съест большую часть времени, куда лучше поселиться прямо там, в Горисе, Каране или даже Степанакерте, и на месте объездить юг страны с Карабахом заодно. Следующий день я просто отсыпался и гулял по Еревану, а в четвертом очерке я напишу про поездку с монастырю Хор Вирап у подножья Арарата и к восстановленному храму Митры в Гарни. оставайтесь на связи.