Майор Очевидность (metaloleg) wrote,
Майор Очевидность
metaloleg

Categories:
  • Music:

Израиль, часть VI: Елеонская гора и долина Кедрона



После трех постов о Старом городе Иерусалима мы выйдем за городские стены и погуляем по району к востоку. Спустимся с Храмовой горы в долину Кедрона, а потом поднимемся на Елеонскую или Оливковую или Масличную гору и посмотрим на святые места с высоты противоположной возвышенности. Попасть туда можно тремя путями, либо выйти из восточных Львиных ворот города в самом начале Виа Долороа либо огибая Старый город с севера или с юга, со стороны Сиона, вдоль городской стены. С севера мы не ходили, но гуляли через ворота и со стороны Сиона, так что этот пост является сводным от двух прогулок по Восточному Иерусалиму.



1-2. Обходя с юга Старый город удобнее всего идти не по дороге с оживленным движением, а по дорожке вдоль крепостной стены оставляя слева Храмовую гору с ее святыми местами. Как не странно, это пустынный и малопосещаемый туристами террасный склон горы с отличными видами на Елеон и старинным мусульманским кладбищем. Спуска вниз нет, поэтому для дальнейшей прогулки все равно нужно будет дойти до Львиных ворот и там попасть на развилку дорог.





3-4. Арабское кладбище захламлено и полузаброшено, хотя некоторые надгробные таблички говорят о похороненных тут еще в 80-х годах XX века. А впервые хоронить мусульман начали тут со времен Сулеймана Великолепного в XVI веке.





4-5. Распространённое представление о том, что через Золотые Ворота войдёт Мессия, привело к тому, что османский султан Сулейман Великолепный приказал в 1541 году замуровать ворота. Кроме того, перед воротами мусульмане расположили кладбище, в иудаизме считающееся нечистым местом. И чтобы уж совсем наверняка пресечь проход нежелательных персонажей, под Золотыми воротами султан приказал хоронить османских воинов, чтобы при всеобщей реинкарнации они тоже восстали и не пустили оживших обитателей еврейских кладбищ на том склоне к Храмовой Горе. Вот так уже почти полтысячелетия одни мертвые сторожат других. Это Иерусалим, тут символичность в переплетении религий зашкаливает.





6. А из живых стражей мы встретили только скучающий патруль израильских военных, уткнутых в свои смартфоны. Рядом Восточный Иерусалим, вечный камень преткновения в Святой Земле, так что военных и полиции тут много, сразу за Львиными воротами расположен пост полиции, проверяющий автомобили с арабскими номерами. А с одним из бойцов я сфотографировался.



7. Минуем Львиными ворота, почему львиные - смотрите на украшения по бокам от арки. Почему-то на карте города они названы воротами Св. Стефана, хотя нигде в Иерусалиме они так не называются. Через них, по христианской традиции, Иисус перед своей казнью вошёл в Иерусалим.



8. Если немного вернуться и бросить взгляд из-под городских стен, то главной ориентиром для нас послужит внушительная Церковь всех Наций и золотые купола православной церкви Святой Марии Магдалины.



9. Спускаясь по дороге легко пройти мимо спуска по лестнице по левой стороне, если стоять спиной к Старому городу. Там внизу небольшая и не очень примечательная церковь Успения Пресвятой Богородицы со священником-сербом, хорошо говорящим по-русски, и принявшим меня почему-то за поляка. А привратник-араб просто в лепешку расшибся, чтобы заработать бакшиш.



10. А мы идем дальше по дороге к Церкви всех наций распложенной на месте Гефсиманского сада. Позади остается греческий монастырь святого Стефана, основанный на месте предполагаемого убийства первого христианского мученика побитого камнями в Иерусалиме по приговору Синедриона. То есть, в путеводителях это значится как церковь, на самом же здании указано, что это монастырь.



11-13. Церковь всех наций красива своим внешним оформлением, с мозаикой на фронтоне, статуями и символами дома Баратеонов на крыше







14-15. По христианской традиции этот францисканский католический храм в Гефсиманском саду, построен на той скале, где, согласно преданию, Иисус Христос молился в последнюю ночь перед арестом. Она построена на деньги католиков из многих стран мира, прямо на входе висит распечатанный в А4 на четырех языках текст, объясняющий кто что вложил в храм.





16-18. Рядом - непосредственно Гефсиманский сад, огороженная территория примерно 20 на 30 метров. Скорее, это расположение сада по католической традиции, поскольку мнения разных церквей разносят это место и выше по склону, и левее и правее. Тем не менее некоторые маслины в саду очень старые.







19. Одно из деревьев посажено папой Павлом VI в 1964 году. За полвека дерево вырастает так:



20-21. Внутри церкви темно, только солнечный свет проникают через окошки. Согласно преданию на этой скале Иисус Христос совершил Моление о чаше, той самой о которой Э.Л. Уэббер сочинил бессмертную арию "Gethsemane (I Only Want to Say)" :)





22. Сбоку от церкви, чуть выше по склону - открытые при строительстве остатки византийской базилики.



23. Выходим из церкви. У нас два пути - выше по склону на смотровую площадку и ниже, через дорогу, в долину Кедрона. Идем вверх, намереваясь подойти к золотым куполам церкови Святой Марии Магдалины. Оказывается, это невозможно и более того - с дороги вверх по склону ее невозможно увидеть, даже верхушку куполов с крестами. Высоченный забор, над ним высятся надгробные православные кресты. Символичная получилась фотография.



24-25. Идем вверх мимо кажущегося бесконечным еврейского кладбища. Я сомневаюсь, чтобы еще видел захоронения подобной монументальности, тысячи, десятки тысяч могил на склоне Елеона, а все потому, что в еврейской традиции по приходу Мессии воскрешение мертвых начнется именно тут, на этом склоне. И тут хоронят начиная с периода Первого Храма. Позже в Вики увидел цифру в 150 тысяч могил.





26-27. После первой арабо-израильской войны иорданцы использовали камни с могил в строительстве, разрушив в том числе могилы еще середины I тыс до н.э. После Шестидневной войны восточный Иерусалим отвоевали и начали реставрировать надгробия. Сейчас там все достаточно ухожено, таблички запрещают нахождение на кладбище без разрешения. Но внизу в долине Кедрона из-под земли дожди вымывают человеческие кости.





28-29. И отсюда - прекрасные виды на Храмовую Гору и Старый город.





30-31. Но еще больше впечатление этих десятки тысяч надгробий производят, если смотреть на них из-под стен у Храмовой Горы.





32. Видите внизу в долине старые гробницы? - это будем последним пунктом нашего путешествия, спускаемся к Кедрону. Возможно некогда тут и текла речка - но сейчас этот просто место прогулки с табличками напротив гробниц и с дорожкой между лужаек. Дальше начинаются арабские кварталы Восточного Иерусалима, туда мы не пошли.



33. Ближе всего к дороге пагодообразная гробница Авессалома, мятежного сына царя Давида по иудейской традиции, так что веками прохожие по обычаю кидали в гробницу камень, причем независимо от своей веры. Сюда же приводили для поучения непослушных детей.



34-36. Хотя современные воззрения на гробницу относят ее не старше, чем к периоду Селевкидов, или даже вовсе к первому веку нашей эры сооруженной для Ирода Агриппы, внука Ирода Великого. На это указывает сборная солянка греческих элементов, дорического фриза и ионических колонн. Внутрь естественно вход закрыт, но там небольшая камера с пустыми могилами.





37. Рядом - семейная гробница Хезиров, священнической династии, возведенная где-то во II веке до н.э., опять же с эллинистическим влиянием в оформлении.



38-39. Второй из заметных объектов некрополя Кедрона - гробница Захарии, по традиции приписываемая Захарию Бен-Йодаю, священнику VIII в до н.э, персонажу Танаха. Опять же, это высеченная целиком из камня гробница, с погребальной камерой в основании, с ионическими колоннами и вполне себе египетской пирамидкой на вершине. И не раньше II века до н.э.





40-41. Есть предположения, что эту гробницу бросили почти законченной, не обработав не видные из Долины боковые и заднюю сторону. Но может быть это все время и эрозия.



42. А самым забавным, если могилы можно назвать забавными, мне показалось вклинение этих двух вполне современных могил между гробницей и скалой. Нечто вроде анекдота про Хрущева с раскладушкой в Мавзолее.



43. На местности все это выглядит так.



44. Ну а чуть дальше расположено самая необычная по происхождению, трактовке и окружению гробница. Видите этот кирпичный домик под арабскими жилищами? Традиция ассоциирует его с гробницей дочери фараона и женой царя Соломона, археологические исследования немного "молодят" гробницу аж до VII века до н.э. Некогда сверху еще была пирамидка, утраченная в римские времена.



45-47. Эта гробница находится в так называемом Сильванском некрополе, времен Первого храма, предназначенного для верхушки знати и первосвященства в XI-VII веках до н.э. В настоящее время над этими вырубленными в скалах гробницах построены обычные арабские дома. Я такого соседства живых и мертвых еще никогда и нигде не видел. Вроде как в Каире средневековые кладбища тоже уже населены, но я до них не добрался.







Вот и все о Елеоне и долине Кедрона, в следующий раз я напишу очерк о путешествии к одном из самых знаменитых мест в Иудее - крепости Масады. В порядке пиара дам ссылки на первые две путевые заметки моей спутницы mocksun: Израиль. Часть 1. Башня и могила царя Давида. и Израиль. Часть 2. Иерусалим. Аббатство Дормицион. Только не обращайте внимания на то, что у нее башни кривые на фото, она - фотограф, она так видит :)



Израиль, часть I: Общие впечатления
Израиль, часть II: Иерусалим археологический
Израиль, часть III: Иерусалим христианский
Израиль, часть IV: Иерусалим мусульманский
Израиль, часть V: Иерусалим иудейский

Tags: Археология, Израиль, Путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments