Майор Очевидность (metaloleg) wrote,
Майор Очевидность
metaloleg

Category:

Израиль, часть II: Иерусалим археологический



Рассматривая фотографии и вспоминая, что мы видели в Иерусалиме, можно поначалу сделать ложный вывод, что повышенное внимание местных ученых обращено прежде всего на эпохи Первого и Второго храмов, то есть, упрощенно, на первое тысячелетие до нашей эры и первый-вторые века нашей эры символические закрывающие вопрос о тогдашней еврейской государственности. Потом словно идут "темные века", и следующие памятники из увиденных нами принадлежать уже византийскому периоду. Но следующий виток исторического развития дал нам христианство, и все что могло быть связано с библейскими событиями так или иначе до сих пор является почитаемыми местами, где непрерывно живут, молятся, перестраивают и улучшают поколения людей. А потом пришел ислам и тоже с его непрерывной традицией, и все это высилось на фундаментах заложенных еще древними. Так что археологический Иерусалим - это прежде всего город времен древней еврейской государственности с очень небольшими участками времен Византии и раннеисламских следов. Не претендуя на полных охват я покажу в посте пару интересных мест обязательных к посещению, и немного отдельных осколков скорее случайно попавшихся во время прогулок по Старому городу.

1. "Отсюда предел идет вверх к долине сына Енномова с южной стороны Иевуса, который есть Иерусалим, и восходит предел на вершину горы, которая к западу против долины Енномовой, которая на краю долины Рефаимов к северу" (Книга Иисуса Навина). Топографически древний Иерусалим ютился на возвышенностях между долинами трех рек, Кедрона, Хиннома и Тиропеона, соответственно с востока, юга и севера обрамляющих удобное для обороны место, на схеме ниже план сфотографирован с запада на восток. Именно тут по ветхозаветным источникам располагалась крепость на рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым, которую выбрал Давид для столицы объединенного еврейского царства.



2-3. Если вы хотите увидеть историю Иерусалима как города, тогда экспозиция в башне Давида будет обязательна для посещения, ибо нет больше в Иерусалиме такого наглядного соседства столетий на пятачке земли.





4. Идущая на кадре выше остатки крепостной стены, пересекающие двор - это редкий для Иерусалима раскопанный пример почти нетронутой кладки времен Хасмонеев (II-I вв до н.э.), удачливых предводителей восставших против Селевкидов иудеев. Впоследствии, при Ироде I Великом уже в конце I веке до н.э. тут будет надстроена и утолщена новая городская стена, с лабиринтом арсеналов и хозяйственных построек, от которых сохранились клетушки кладки рядом.



5. Главное наследие самого Ирода в крепости - одна их сохранившихся трех башен, башня Фасаила в честь покончившего самоубийством брата (царь был редкостной сволочью и маниакально подозревал всех родных в заговорах). Я с нее обфотографировал всю крепость, а саму ее снять забыл, так что фото ниже не моя, башня над ней - прямо по центру. Впоследствии она была занята римским гарнизоном, современный вид приобрела в средневековье, когда была отремонтирована мамлюками.



6-7. Заканчивая тему цитадели у Яффских ворот - мусульманские строители что-то тут не переставая с VII по XVII век, башенки, минарет, шестиугольное строение под Фасаилом. Трава на снимке ниже стеклянная, но неотличима от живой.





8. А мы идем к самому знаменитому по сей день творению Ирода I - комплексе Второго храма у Храмовой горы, рядом со Стеной Плача, где сейчас расположен обширный археологический парк, который есть второе обязательное для посещения историческое место в городе.



9. Царствование Ирода I под римским протекторатом было экономически успешным, и он затеял грандиозную перестройку Второго Храма. О том что это и где находилось, вы сможете прочитать где угодно, это одно из величайших строений древности. А я покажу, что от него осталось. Нам нужно будет войти в Старый Город и пройти в еврейский квартал на юге сердца Иерусалима.



10. Тут были выполнены еще в древности грандиозные по объемам выбранной земли работы, и выбраны тысячи кубометров грунта. Я стою посреди памятника и фотографирую современный уровень старого города. От входа справа (слева сбоку) расположен небольшой павильон где демонстрируется видео-реконструкция, как актер в образе древнего иудея посещает Храм. Я к сожалению не нашел ее на просторах сети, но есть аналогичная с цифровой реконструкцией архитектуры того периода.



11. Храм был экономическим и социальным центром страны. Любое значимое событие в жизни человека вроде рождения детей и смерти родных полагалось отмечать жертвой в храме, за вход тоже брались деньги. К примеру, археологи раскопали бассейны для ритуального омовения перед посещением святого места. Видите порожек вдоль ступеней? Полагалось неочищенным справа пройти к воде, а уже очистившись в бассейне выйти обратно, переодевшись, слева.



12. В процессе перестройки Храма Ирод удвоил площадь Храмовой горы. Подобные размеры были достигнуты за счёт строительства двух мощных поддерживающих стен: южной стены, длиной 280 метров, и западной стены, длиной 485 метров, из камней весом до 100 тонн. Буквально, возвели стену и переместили в нее землю извне, и поддерживающие её стены вздымались на высоту около 30 метров над уровнем улиц, примыкавших к горе с юга и запада. Участок западной стены, который служит местом молитвы в наши дни, является лишь небольшим фрагментом западной стены того времени. Реконструкций и в Сети, и в тамошнем музее я видел много, все они в целом совпадают.



13-14. Нынешняя южная стена и часть западной являются археологическим объектом. По идее они должны быть такими же святыми, как непосредственно Стена Плача, но в Израиле виднее что считать святыней.





15-16. Нижняя кладка - исторически принадлежит временам Ирода, даже римская армия разрушившая храм во время Первой Иудейской войны не решилась тягать эти камни в подпорном фундаменте, ограничившись просто свержением верхних кладок вровень с внутренним уровнем поверхности Храмовой горы. Эти раскопанные глыбы так и лежат до сих пор, напоминая о том, что все построенное одними может быть разрушено другими. Камни на вершине стены - следы мусульманских реставраций.





16. Рядом - руины торговых точек, лавок менял и продавцов жертвенных животных. Обычные постройки времен эллинизма, с вечными красными маками на камнях.



17. Надпись на древнем иврите: "место возглашения". Предполагается, что это был камень на юго-западном краю Стены, отмечавший место откуда глашатай возвещал о начале и конце Шабата.



18. Оставшаяся часть двора вдоль южной стены Храмовой горы занята раскопанными остатками дворца времен Омейядов и сада при нем. Плюс, что традиционно для всего Средиземноморья, тут снесена куча всевозможного археологического немузейного мусора в виде капителей колонн, саркофагов и прочее.



19. В целом, этих двух мест хватит любому туристу для понимания истории Иерусалима. Я же более специализированные исторические путешествия оставлю на будущее, все же за неделю осмотреть все интересное в этом плане теоретически можно лишь не отвлекаясь на другие эпохи.



20-21. В поздне-римский период и в византийское правление город был в очередной раз перестроен уже по образцу обычного имперского уездного центра. Отношение Византии к иудеям никогда не было безоблачным, в какой-то период оно отличалось веротерпимостью, но куда чаще евреев пытались ассимилировать, что в те века прежде всего требовало отрыва от веры предков. Кажется у Люттвака я читал о изобретательности византийских чиновников, придумывавших законы, по которым крестившийся еврей получал право на наследование всего имущества отца в обход своих братьев-иудеев. Не пускали евреев и на руины Второго Храма, кроме одного дня в году.





22-23. Самой примечательно частью Иерусалима византийского периода была Кардо, улица ориентированная с севера на юг - торговый хребет столицы провинции, хорошо представленный и на схеме выше, и на картах того периода.





24-26. В своем нынешнем раскопанном виде эта улица очень удачно встроена под еврейским кварталом, примерно в 7-8 метрах под сегодняшним уровнем земли, искусно переходящая с поверхности под крытую галерею с сувенирными магазинчиками.







27-29. В тупике Кардо расположена на диво антуражная картина оживленной главной улочки византийских времен, как говорится, найдите современный элемент. Кладка под ногами наполовину римская.







30-31. В целом, это все что можно встретить обычным туристом в граде Давида, но городские власти в нескольких местах Старого города искусно замузеили места раскопок, которые выглядят как иногда застекленный освещенный колодец, уходящий вглубь исторических слоев, либо как обнаженные слои фундаментов античных построек сбоку от улочки.





На этом, видимо, все, программу-минимум я показал. Следующий очерк о Иерусалиме христианском будет куда последовательнее и богаче.

Израиль, часть I: Общие впечатления
Tags: Археология, Израиль, Путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments