Майор Очевидность (metaloleg) wrote,
Майор Очевидность
metaloleg

Categories:

Стамбул, часть XIII: Морской музей



Еще одним интересным недавно открывшимся объектом стал Морской музей (İstanbul Deniz Müzesi), расположенный в Бешикташе. Добраться до него легко, нужно проехать до конечной трамвая T1 за Золотым Рогом, потом идти вдоль правой стороны улицы Миклиши на север. За дворцом Долмабахче есть очень интересный музей дворцового быта с отличной коллекцией предмета обихода из дворца и кучей предметов прикладного искусства второй половины XIX века от европейских и турецких мастеров. А сразу же за ним тоже на правой стороне улицы находится большая белая коробка с якорями и винтами около нее. Я как давний флотофил не мог не включить только что отремонтированный музей в программу экскурсий, но он меня и удивил и разочаровал одновременно. По сути - это музей гребного флота несколько дополненный артефактами века пара и угля XIX-начала XX веков. Но обо всем по порядку.



Одни из самых интересных экспонатов находятся прямо перед входом в музей. Это якорь и один из гребных винтов SMS Goeben/Yavuz Sultan Selim. Турецкая молодежь расположилась компанией на якоре и была очень рада возможности попозировать.







Плюс якорь XIX века.



За музеем начинается площадь с паромными пристанями до другого берега Босфора. На ней скульптурная фигура Хайр-ад-Дина Барбароссы, знаменитого алжирского пирата первой половины XVI века, к слову, один из лучших памятников Стамбула. Капудан-паша в компании с двумя свирепого вида пиратами.



Плюс, вполне традиционно для морских музеев вообще, за музеем на набережной помещено несколько английских и немецких орудий второй половины XIXго - начала XX века. Одно из них снято с Гебена.









Зайдем в музей. Естественно, он начинается с роли Кемаля Ататюрка в морском деле. А именно - тремя гребными шлюпками, в которых иногда плавал основатель Турецкой Республики. Для турок это нечто вроде ботика Петра Первого :)



Справа же от входа - бюсты знаменитых турецких адмиралов. Почти все из них относятся к временам зарождения и расцвета турецкого флота в XIV-XVII веках.



А дальше нас ждет главный экспонат музея.



Старейшая галера из сохранившихся до наших дней до сих пор вызывает споры историков гребного флота. Долгое время считалось, что это подарок венецианского дожа султану Мехмеду IV Охотнику (1648—1687), но поздние исследования показали, что эта галера была построена в Стамбуле, и судя по конструкции и исполнительской техники украшений относится к самому началу XVII века во время правления Мехмеда III (1595—1603). 40 метров длины, почти 6 метров в ширину (между бортами), очень маленькой осадкой в 0,94 метра и водоизмещением примерно в 57, 4 тонны.





У галеры было 24 пары весел, каждым из которых гребли трое гребцов. То есть общее число гребцов было 144 человека. Поколение назад - и десятки подобных судов участвовали в битве при Лепанто в 1571 году. Но это судно, конечно же, не было боевым, оно предназначалось для торжественных выездов султана Босфору и Золотому Рогу. Отсюда богатство оформления, деревянная резьба с позолотой, причудливо украшенный киоск на корме и скульптуры дракончиков.





Вид с кормы.



А дальше начинается длинный ряд парад султанских каяков (так они подписаны в музее), строившихся в XIX -начале XX веков для выездов самих повелителей и членов их семей, как для торжественых случаев, так и для просто перемещения на другой берег Босфора или даже через Золотой Рог от старого дворца Топкапы до нового Долмабахче.



Сверху это великолепии выглядит так:





Досконально расписывать каждое гребное судно я не смогу, на это уйдет полдня. Но практически все из них вполне себе произведения искусства. Причем, разработанный церемониал султанских морских прогулок даже требовал постройки отдельных галер для султанов и их сыновей, и отдельных - для женской половины семьи, валидэ-султан (мать повелителя), жен, наложниц и дочерей.



Мужские каяки украшались на рострах и корме традиционными для османов коллажами из оружия и доспехов.







Женские каяки носили на себе традиционный восточный цветочный орнамент.









Сами борта тоже украшались орнаментом, причем одинаковым растительным и для мужских и для женских каяков.



Фигурами гребцов турки особо не увлекаются, но на одной галере есть полный набор изображающий гребную команду.



На корме, в зависимости от прихоти заказчика есть места для сидения, когда это открытый всем ветрам киоск, когда застекленный, когда просто сиденья, роскошно украшенные резьбой и позолотой. Украшения киоска тоже различаются для мужских и женских каяков.



















Весла тоже были украшены, с противовесом перед уключиной. Турки превращали свои весла в произведение искусства, причем лопасть весла была не прямой, привычной нам формы, а в виде полумесяца.





Также по первому этажу разбросаны отдельные артифакты, вроде трона султана Абдул-Меджид I, на котором он в 1851-52 году присутствовал при проведении экзаменов в морской академии.



Или модель кормы галеона (так подписано, полагаю, что это все же был линейный корабль), украшенные тугрой (персональный знак правителя Абдул-Азиза I) со словами "Абдул-Азиз, сын Махмуда, вечно победоносный".



Времена турецко-греческой войны (в Турции ее называют Война за независимость) 1919-1922 года представлены шлюпкой, в которой три турецких моряка привозили по ночам боеприпасы, какой-то известной только в Турции эпизод истории. Очень похожи на контрабандистов :)



В исламской традиции помещать на ростры фигуры людей было запрещено, поэтому турки помещали туда изображения животных, иногда совсем не ассоциирующихся с агрессией. Вот лева с фрегата "Рехбер-и Тевфик"



На подземном этаже есть небольшой зал с этими самыми ростровыми фигурами и прочей более мелкой меморабилией XIX - начала XX века. Основной упор в музее сделан на гребные суда. Выглядит это так:



Ту есть и ростровые фигуры.





И очень необычные украшения носов кораблей эпохи смены парусов на пар. Внизу на фотографии видно, как они располагались обхватывая скулы.







Изникская плитка



И смешно изображенная битва у входа в Дарданеллы. Если в главной галерной экспозиции все светло и просторно, то в подвальном зале наоборот :( Там было в принципе много более мелких предметов, вроде наград или биноклей, но с ужасными для съемки условиями.



В следующий раз расскажу о поездке в древнюю Никею, современный Изник.

Стамбул, часть I или город на стыке частей света
Стамбул, часть II: Космос собора Святой Софии
Стамбул, часть III: Вокруг Святой Софии
Стамбул, часть IV: Имперские мечети - Эйюп-султан, Мехмед Фатих, Баезид и Селим Явуз
Стамбул, часть V: Имперские мечети - Шехзаде, Сулеймание, Голубая Мечеть и Лалели
Стамбул, часть VI: Дворец Топкапы
Стамбул, часть VII: Археологический музей
Развалины Трои
Стамбул, часть VIII: На берегах Золотого Рога
Стамбул, часть IX: Стены Константинополя
Стамбул, часть X: Городской калейдоскоп
Пост-оглавление стамбульской серии
Стамбул, часть XI: крепости Едикуле, Румелихисар и Анадолухисар
Стамбул, часть XII: Церковь Святой Ирины
Tags: Путешествия, Турция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments