Майор Очевидность (metaloleg) wrote,
Майор Очевидность
metaloleg

Categories:

Стамбул, часть VIII: На берегах Золотого Рога



Если сесть на трамвай идущий вдоль Мезы и проехать лишних три остановки после Святой Софии, то совершенно необязательно пересекать на нем же Галатский мост. Куда лучше сойти на пристани площади Эминеню и полюбоваться одним из самых живых и обаятельных мест Стамбула. В первую очередь — из-за фантастического пейзажа: воды Золотого Рога встречаются с Босфором и Мраморным морем; на втором плане — увенчанная карандашом генуэзской башни неразбериха застройки Галаты, а вдалеке синеют азиатские холмы. Ну, синели бы, если бы было ясно :)



Но прежде чем перейти по мосту на тот берег, заглянем на большую площадь Новой мечети. Здесь одно из самых историчных торговых мест в городе и здесь до сих пор располагается Базар специй, иначе — Египетский базар, рынок открывающийся к Золотому Рогу. Когда-то торговый центр был на берегу Золотого Рога: здесь разгружались купеческие корабли, таможенники взвешивали пряности, а нанятые для сопровождения груза африканские пираты лениво дрались в портовых кабаках с такими же скучающими янычарами.



По количеству голубей площадь может поспорить с Сан-Марко в Венеции, для них даже тут же продают корм пенсионеры в будках. А я зашел в Новую мечеть. Новизна Yeni Camii весьма относительна — все-таки 1633 год, и ее строили все те же торговцы с пряностями в качестве прибазарного святого места. Внутри нет ничего такого, чего не было бы в других мечетях, где я уже побывал, но как и все большие мечети Стамбула, Новая просторна, светла, малолюдна, с красивыми изразцами на стенах и куполе и мягким ковром под ногами.







У мечети торговцев не могут не продавать что-либо, так и тут: вдоль одной из стен мечети расположились многочисленные чистильщики обуви, своеобразная достопримечательность Стамбула, что готова начистить до блеска хоть красовки, хоть босоножки за соответствующий бакшиш. Но я частенько видел как самих турок, так и туристов, чистящих обувь, так что этот род занятий не пропадет.



На другой стороне площади - одноминаретная мечеть Рюстем-паши (Rüstem Paşa Camii) что в 1561 году построил уже известный нам Мимар Синан. И внутри, и снаружи она покрыта изразцами XVI века, внешняя фотография не получилась толком из-а контрового света, зато внутри по изяществу отделки она соперничает с самой Голубой мечетью. А может даже стала и образцом для нее.







Не будем углубляться в Египетский базар, я вообще по базарам ходил в предпоследний день пребывания, покупал сувениры и подарки, и особо не пытался доставать фотоаппарат для запечатления этого сплошного муравейника. лучше перейдем на северный берег Золотого Рога по Галатскому мосту. Сразу же даю совет заказать каккую-нибудь жаренную рыбку в многочисленных ресторанчиках между опор моста, очень вкусно и недорого, несмотря на сугубо туристическую направленность. Сам там съел шикарного жаренного палтуса, которые вроде бы и не черноморская рыба, но все равно свежий и нажористый.



Со свежей рыбой в Стамбуле проблем нет никаких, потому что все перилы Галатского моста усеяны рыбаками - это очень популярное в Турции хобби. Тут же можно купить наживку и деревянные подставки для удочек. Не знаю, какова экологичность одной из самых оживленных морских артерий, какой является Боспор, но подозреваю что подозрительной. Тем не менее, рыбу ловят к радости местных кошек.





После Галатского моста туристические тропы обычно раздваиваются, либо прямо по направлению к дворцу Долмабахче, либо налево и вверх, на холм, к одинокой генуэзской башне, что господствует над районом. Я начал прогулку по району именно с башни.



Бейоглу (Beyoğlu) — район на северном берегу Золотого Рога, новый город напротив Старого Константинополя. Здесь издавна селились иностранцы и иноверцы: генуэзские купцы когда-то основали на берегу залива колонию Галата и после помощи во всех внутривизантийскх разборках добились у византийского императора почти полной экстерриториальности; даже местный губернатор назначался из Генуи. Символ независимости итальянской колонии — суровая Галатская башня — до сих пор возвышается над Золотым Рогом. В общем, Галата в Константинополе была чем-то вроде немецкой Лефортовой слободы в Москве — но это как если бы Франц Лефорт был богатый и могущественный, а царь Петр — бедный и жалкий. Так дальше и повелось. При турках, не желавших ссориться с могущественными итальянскими городами-государствами, Галата долго продолжала оставаться европейским кварталом, населенным итальянскими моряками и купцами. Но жили здесь и мавры, изгнанные из Испании, и арабы; армяне были банкирами, а греки держали таверны, и турецких детей пугали нечестивой Галатой, где якобы день и ночь валяются на улице пьяницы.





Не помню сколько точно стоит билет на обзорную площадку Галатской башни, помню только что дорого, вроде как долларов двадцать, но все равно там очередь. Увы, мне немного не повезло в тот день с погодой, так что фотографии вышли пасмурными. Но все равно, это лучшее место в Стамбуле с фантастическим обзором на Боспор, Золотой Рог и исторические кварталы города, и забраться туда также обязательно, как посетить Софию или Голубую мечеть. На снимке ниже - Золотой Рог, Галатский мост слева и Сулеймание справа.



Если в Питере влезть на обзорную площадку Исакия, то видна разруха внутренних дворов и изношенность крыш. Точно так же как всех старых кварталах любого города мира. Это виды на Боспор и на тупик залива.







Когда на берегу стало тесно, Галата стала карабкаться наверх. На склоне холма выросла респектабельная Пера (чье название происходит от греческого "за" — "за Галатой"). Здесь встали роскошные дворцы иностранных посольств, а центральную улицу назвали на французский лад — Grande Rue de Pera. Сейчас весь район носит турецкое имя Бейоглу; Пера стала улицей Независимости (İstiklal Caddesi), но старое название до сих пор в ходу. И если продолжать от Галаты подниматься, то сначала выходишь в узкие улочки перед Истиклаль, в квартал исторически продающий музыкальные инструменты и граммпластинки. Я там прикупилв фонотеку два редких сборника Jethro Tull 2001 и 2007 годов и единственный альбом супер-группы Blind Faith. Сама же Истиклаль - это как Арбат, только в два раза длиннее и с туристическим трамвайчиком посередине. Как один из туристических центров (в придачу это центр ночной жизни с модными клубами) на ней полно народу.





Уличные музыканты, кстати, очень профессиональные на мой слух, наверное, клубная группа подрабатывает.



Теперь мы вернемя к Галатскому мосту и пойдем не вверх по улочкам к башне, а прямо по улице, по направлению к дворцу Долмабахче. По дороге слева встретим любопытный музей средневековых карт, переделанный то ли из бывшей мечети, то ли из медресе.



На загадочно точной карте 1513 года турецкого адмирала Пири-реиса было помещено одной из первых изображений береговой линии Америки. В Турции безмерно горды этому событию и карты адмирала (казненного в Стамбуле за провальную компанию в Персидском заливе) сделали гвоздем выставки, малоизвестной на фоне других музеев города. Но я лично с удовольствием потратил час на разглядывание древних карт.





По дороге справа есть изящная мечеть Килич Али Паши ("килич" по турецки значит "меч"), известного пирата и адмирала времен Сулеймана Великолепного построенная самим Мимаром Синаном по заказу моряка. Она немного напоминает мечеть Селима Явуза по архитектуре. А внутри, как и любое творение великого архитектора, светла и просторна.







А дальше дорога нас приводит в дворец Долмабахче — самая большая и пышная из императорских резиденций на Босфоре. Название его означает "заполненный сад": раньше на этом месте был залив, который много лет засыпали — прежде чем разбить здесь дворцовые сады. Где-то здесь Мехмед Завоеватель вытащил из воды свои корабли, чтобы в обход византийской цепи перетащить их в Золотой Рог.



К середине XIX века дворец Топкапы окончательно вышел из моды, и армянский архитектор Никогос Бальян, построил дворец ориентируясь на европейские версалеподобные резиденции в смешении с восточной пышностью. Получилось здание в стилистике новых русских, с прямо-таки кричащей показной и безвкусной роскошью. Впрочем, заказчику, султану Абдул-Меджиду, очень понравилось. Дворец был закончен в 1853 году, во время Крымской войны, но получился так дорог, что справлять новоселье в дни военных тягот сочли неприличным. Двор перебрался сюда только в 1856 году, навсегда покинув старый дворец Топкапы.







Комплекс Долмабахче состоит из нескольких зданий, главное из которых выходит на Босфор роскошным фасадом длиной в 284 метра, я показывал фотографию сверху. За вполне европейским (хотя и диковатым для середины XIX века) внешним обликом султанской резиденции скрываются вполне местные особенности: есть и огромный гарем, и даже потайной подземный ход, ведущий за пределы дворца. Внутри водят экскурсии, обилие позолоты слепит глаза, но фотографирование запрещено, поэтому я просто взял несколько фото из сети.





Кстати, эту люстру из богемского стекла подарила королева Виктория, она висит в главной зале и весит почти пять тонн.



В павильонах по соседству фотографировать можно, там даже нет смотрителей.







В общем, если попадете в Стамбул, обязательно сходите туда для воспитания художественного вкуса. После провозглашения республики дворец опустел, а потом стал летней резиденцией Ататюрка; здесь он и умер в 1938 году, а кровать на которой он умер, стала одной из государственных реликвий. Теперь Долмабахче превратили в музей: в доступных для посетителей залах с хорошо сохранившимся имперским убранством выставлено невероятное количество китча, в том числе работы мариниста Айвазовского написанные по султанскому заказу.



На этом поставлю точку, следующим и предпоследним постом про Стамбул будет рассказ о крепостных стенах Константинополя.

Стамбул, часть I или город на стыке частей света
Стамбул, часть II: Космос собора Святой Софии
Стамбул, часть III: Вокруг Святой Софии
Стамбул, часть IV: Имперские мечети - Эйюп-султан, Мехмед Фатих, Баезид и Селим Явуз
Стамбул, часть V: Имперские мечети - Шехзаде, Сулеймание, Голубая Мечеть и Лалели
Стамбул, часть VI: Дворец Топкапы
Стамбул, часть VII: Археологический музей
Развалины Трои
Tags: Путешествия, Турция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments