Майор Очевидность (metaloleg) wrote,
Майор Очевидность
metaloleg

Categories:
  • Music:

Крис Вервимп. Художник язычности. Часть I, 1993-2002

Имя Криса уже несколько раз упоминалось в комментариях к предыдущим постам серии Рок-художники, а после того, как в одном интервью, я прочел слова признательности Криса в адрес прошлых героев моей саги: Дереку Риггсу, Кену Келли, Андреасу Маршаллу, то сомнений не осталось.



Крис пародоксален. Он невероятно работоспособен - за семнадцать лет он нарисовал около 250 обложек к одним только альбомам, не считая огромного количества логотипов, дизайнов футболок и прочего сопутствующего. Он не профессиональный художник, но изобразил куда больше чем иной мастер кисти. Он может на этой недели сделать жуткий трэш с кошмарами и расчлененкой, а на следующей - невероятно красивую картину скандинавских фиордов. Прежние художники были мастерами динамики в рисунках, а Крис любит, когда пейзаж застывает на мгновение, и переносит момент статики на картон или бумагу. Прежние художников я ценил за детальность - Крис берет общей атмосферой. По нему можно следить за развитием андеграундной сцены, как блэк чередовался с детом, а потом их всех смела мощная волна викинг-металла и пагана. Первый пост серии охватит первое десятилетие творчества, далеко не сплошь шедевральное, но заложившее основы мастерства. И он очень "родной" мне лично, потому что мало кто на памяти может так точно передавать настроение родной северной природы, скупой, но величественной.



Крис - бельгиец, родился в 1970 году и живет в маленькой деревушке Заммель. Традиционное отсутствие серьезного художественного образования у самоучек и в меру случайное начало сотрудничества с миром рок-музыки. "Сейчас мне кажется, что я рисую с тех пор, как научился держать в руке карандаш... Я начал создавать свои собственные книги комиксов лет с 13, а истории про Одорика в 14 лет. Я много об этом узнал! Эти истории в основном вдохновлены фильмами вроде «Конана-варвара». Факт, что этот фильм стал причиной, почему я захотел создавать свои собственные комиксы… В 1993, когда я искал издателя для своей первой книги цветных комиксов про Одорика, меня попросили сделать обложку для виниловой пластинки альбома "The Diabolic Serenades" группы Ancient Rites. Немного времени спустя мне позвонили с фирмы Osmose Productions с просьбой сделать иллюстрации для групп Marduk и Absu... В основном так все и началось!"


Тут будет множество андеграундных групп со всей Европы, а иногда и США, и я не удивлюсь, если большинство названий вам ничего не скажут, потому что Крис всегда брал очень низкую плату за свои труды по сравнению с многими другими художниками первой величины. Я буду стараться комментировать откуда группа, и что играет, но иногда буду опускать эти подробности и указывать только название коллектива и год записи-рисунка. Я более чем уверен, что у любого поклонника экстремального металла найдется несколько пластинок с работами Вервимпа, а уж собиратели пагана должны чуть ли не курить фимиам в его честь - ведь это первый известный западный художник, который начал сотрудничество с русской андеграундной группой, а конкретно с Арконой. Картины для ней я покажу во второй части расказа о Крисе. А сейчас, собственно, тот первый рисунок для "The Diabolic Serenades" Ancient Rites 1993 года.






Как не странно, у Криса крайне мало постоянных групп, для которых он рисует десятилетиями. Marduk, Absu, Suidakra, некоторые другие, но подобно четвертьвековому роману Кена Келли или Дерека Риггса нет ни одного примера сотрудничества. А в высшую металлическую андеграундную лигу Криса моментально вывело сотрудничество с уже упомянутыми шведами Marduk. Благославенные времена зарождения блэка! Достаточно было сочинить бешеный жужжащий блэк-металл, нарисовать достойный корпспейнт - и все, ты в классиках жанра. И твой художник тоже. Шикарный по мрачности "Those Of The Unlight" 93-го - на ней впервые появился логотип Криса - и "Opus Nocturne" 1994-го.



Первые обложки, по словам Криса целиком и полностью состояли из элементов комиксов про Одорика, он просто переносил уже наработанные элементы своей саги про народы Северной Европы в обложки. И самое интересное - своими и самой лучшей и самой худшей работами Крис в интервью начала нулевых называл работы одного и того же 1994 года. "...а худшей я бы посчитал работу для Entropy 1994 года. На ней есть сильные моменты, но в целом там анатомические ошибки. Есть также много обложек ужасно напечатанных, например Caducity’s "Whirler Of Fate", Amsvartner или даже сборник Displeased Compilation.". Те самые симфо-метал-готик-голландцы Entropy с "Become A God"



"Из всех моих работ, я бы особо выделил Morbid's "December Moon". Это одна из моих ранних работ и сейчас пластинку очень трудно найти. И когда я закончил ту картину, то пошел в гости к другу, который недавно купил старый дом. И когда я зашел, то увидел старую картину, что была весьма похоже на обложку, что я только что закончил. Это было действительно таинственно, потому что я никогда не видел ее до этого момента, а казалось, именно она меня и вдохновила на обложку…"



Я уже говорил, что нельзя обвинять художника, если у заказчиков проблемы с фантазией. Куда большей проблемой была еще и заштампованность жанров, блэкушники боролись с христианством путем изображения козлов на пластинках, дэтстеры боролись с человечеством вообще, помещая расчлененку. Крис старательно рисовал и то и другое. Вот дальнейшие работы для Marduk - "Live In Germania" 1997 года и "Nightwing" 98-го.



Сборник "Sometimes Death Is Better" 1995 года и блэк-металлисты из Норвегии Ragnarok "Diabolical Age" 1998го - сам альбом вышел только спустя пару лет после обложки.



А вот забытые всеми датчане-блэкушники Samhain с демо "The Courier" 94 года и бельгийцы металкоровцы Liar c "Falls Of Torment" 95го.



Одой из самых значимых сюжетов, с точки зрения дальшейшего творчества, оказалось обложка для бельгийских блэк-металлистов Enthroned на "Prophecies Of Pagan Fire" 95-го. Отсюда растут ноги для Арконы и прочих, заказывающих у Криса некий языческий обряд. Хотя, конечно, Enthroned, как и всякие нормальные блэкушники, плохо понимали разницу между сатанизмом и язычеством.



Крису заказывали и всякие героически-батальные сцены, но их будет куда больше после подъема других жанров. Симфо-блэк-метал от бельгийцев Avatar на "...Memoriam Draconis" 1996 года...



...и случайно затесавшийся Конан от американских хэви-металлистов Skullview на "Legends Of Valor" 1997



Трэша хватает, но потихоньку Крис нащупывает путеводную нить, которая спустя десятилетие будет считаться его фирменным почерком - величественные картины природы, в котором человека иногда нет, а иногда он не более песчинки. Но до этого еще нужно дожить. Американцы Sathanas с "Black Earth" 1996 года.



Я застал то время, когда андеграунд выпускался на кассетах, и все переписывали друг у друга пленки. К оформлению релизов не подходили тщательно, что в России, что за рубежом, но Крису довелось рисовать и обложки для кассет. Тут только имена, названия и годы. Insanity Reigns Supreme "Our Path Is Dark And Lonely..." (1995), Magia Posthuma "Triumph Of The Nocturnal Depths" (1994), Prejudice "Jaundiced Eye" (1996).



Signs Of Darkness "Odes To Our Brumal Kingdom" и "Solemn Tears" демо 1996 и 98 годов, плюс Twin Obscenity "For Blood, Honour and Soil" 1998 годов.



Немного эротики от Infernal: " My Black Beloved" (1996) и "Hymns To A Blackend Beauty" (1998) и переходим к более масштабным работам.



Иногда блэкушники заказывали совершенно нестандартные для них обложки, вроде шведов Amsvartner "The Trollish Mirror" 1997 года. Иногда за заказами приходили весьма известные и поныне команды - Arch Enemy "Stigmata" 98го.



Но всякие злобности все равно составляли большинство заказов второй половины 90-х. Enthroned "Towards the Skullthrone of Satan" и норвежцы из Nocturnal Breed "Aggressor" 97 годов.



Кудесники-норвежцы из Old Man's Child "Ill Natured Spiritual Invasion" ( 1998 ) и Centinex "Apocalyptic Armageddon" 99го года с вечной темой Четырех всадников.



На этом поставим некую точку, и посмотрим на первые опыты с "викинговскими" сюжетами. Вообше, первую "северную" пастораль заказали для своей единственной работы "Awake" 1996 года совершенно забытые ныне дум-дет-бельгийцы The Darkening.





Инициативу подхватили известные и поныне шведы из Thyrfing, и Крис сразу открыл новый фронт своего творчества. "Thyrfing" 97 года и "Valdr Galga" 98-го.





Инициативу тотчас подхватили норвежцы Frostmoon с их "Tordenkrig" 1998 года



И родственные души из Night Conquers Day с "The First Snowfall" 1998 года.



Теперь о серийных клиентах. Хотя Крис и называет работы для Absu одними из своих любимых, первые работы для американцев особо не выделяются. "The Sun Of Tiphareth" (95-й), "In the Eyes of Ioldanach" (98-й) и красивое штормовое море на "The Third Storm Of Cythrаul" 97го. "The Sun Of Tiphareth" была нарисована за две недели. Иногда я работаю неделями над обложкой, которую никто не заметит, а иногда я трачу один или два дня – и все в восхищении. Это зависит от моего вдохновения, настроения и насколько я увлечен своей задачей."





А вот о "Tara" 2001 года Крис очень любит говорить во всех интервью. "Я уже спланировал свою поездку в Ирландию, когда получил письмо от Absu, насчет обложки. Тара была одним из мест, которые я хотел посетить, так что это было странным совпадением, что американцы записывали концептуальный альбом об этом месте. Добравшись до Тары я собрал немного почвы с земли где стоял трон королей и где находился Камень Судьбы. Когда я вернулся домой, я смешал почву с водой и акриловыми красками, и нарисовал обложку для альбома. Вот такая связь между рисунком и самой Тарой."



Получилась очень ирландская обложка, но мое внимание привлекла и картинка из буклета. Это так называемые Скалы Мохера (Cliffs of Moher), самое красивое место на побережье Ирландии, где я путешествовал в мае прошлого года. Как видите, Крис побывал не только на холмах Тары.



Но единственную настоящую серию со сквозным сюжетом Крис сделал на альбомах венгерской Atmospheric Black Metal-банды Sear Bliss. Интервью с Крисом хватает, но крайне редко в них речь заходит о конкретных обложках и стоящих за ними символикой. Sear Bliss - исключение, о каждой из них художник однажды подробно рассказал. "Phantoms" 1996 года: Лирика “Призраков” действительно вдохновляющая и интеллектуальная, что подвигает дать рисунку объяснение с точки зрения символизма. С моей точки зрения, главной темой альбома является сила человеческой души, когда она сочетается с духом природы. И когда вы смотрите на рисунок, вы видите летящего в небе орла в центре рисунка. Он символизирует человеческую душу, освободившуюся из оков земного существования и устремившуюся в лучшие миры. Орел – это тот, кто слушает музыку альбома. Женская фигура в отдалении – Белая Ведьма, символизирующая древнюю богиню Природы, которая и освободила душу-орла из земной тюрьмы. Еще одной деталью является змея в маленькой норе под деревом. Я добавил ее, чтобы придать рисунку чувство опасности. Как в Эдемском саду, таящиеся зло…



"The Pagan Winter / In The Shadow Of Another World", работа конца 1996 года. "Скорее, чем это можно предположить, меня попросили нарисовать обложку для следующей работы группы. Концепция этой работы несколько иная. Две женские фигуры высеченные из стен пещеры находятся на другой планете. А далеко в звездном небе видны две планеты… "



"The Haunting" (ноябрь, 1997)"Я поговорил по телефону с Эдом Ван Зилом, владельцам лейбла Two Moons, где выпускались Sear Bliss, и он сказал, что альбом будет называться "Conquest Of Hell" и на рисунке должны быть изображены пещеры с изливавшимися туда потоками расплавленной лавы. Я уже почти закончил работу, когда снова позвонил Эд и сказал, что название диска изменено на "The Haunting". Пришлось изменить цвета и добавить орла из "Phantoms"…



"Grand Destiny" (2001): "После депрессивной "The Haunting", я хотел нарисовать начало нечто нового, возрождения. Поэтому я вернулся к образу Белой Ведьмы с первого альбома, что освобождает орла (символизирующего душу) из пещер с обложки 'The Haunting"



"Forsaken Symphony" (2002): "На "Forsaken Symphony" 2002 года я захотел использовать более агрессивный образ, чтобы подчеркнуть энергию новых песен группы. Белая Ведьма сжигаемая на костре, но на самом деле она не горит, она повелевает огнем, и вы можете видеть женские фигурки, что раньше присутствовали в стволах деревьев или в стенах пещер."



Потихоньку переходим к работам на стыке тысячилетий. Вообще, начало нулевых в массе своей у Криса мне не нравится, краткосрочный подьем дета и блэка на рубеже столетия породил кучу однообразных работ, все из которых приводить незачем. Выберем лучшие. А одной из таких лучших и лаконичных работ 1999 года стала девушка с "Graceful... yet forbidding" Callenish Circle, голландских дет-металлистов - это работа и поныне встречает гостей на сайте художника. Дева Озера из цикла о Короле Артуре, я полагаю.





Заметны работы для гермнских дет/блэк-металлистов Nebular Moon на "Of Dreams And Magic" и норвежских блэкарей Nebular Mystic на "Taakeriket"



Уже знакомые вам Night Conquers Day заказали еще одно масштабное полотно для "Rebellion Is The Art Of Survival"



Северную тему на "Lays From Afar " начали немецкие дет/блэк-метал сказочники из Suidakra, одни из постоянных клиентов Криса в будующем.



Продолжение - "The Arcanum" 2000 года и рисунки Криса к "Emprise To Avalon" 2002 года. Опять ирландские мотивы.





Работы для кассетных демок бельгийцев Signs Of Darkness вы уже видели выше, теперь же их карьера добралась до полноформатника "Beyond The Autumn Leaves"



Крис продолжал работать и для Sathanas, причем в общей канве брутальных рисунков того времени, обложки "Thy Dark Heavens" и "Hex Nefarious" (2000 и 2002) одни из наиболее удачных.



Еще немного женских персонажей от Marduk на "Blackcrowned" и бельгийцев Prejudice на "Reality"



Нордическая тема художника не заглохла, но и не процветала. Главное - началось сотрудничество Криса с Manegarm, для которых в середине нулевых было нарисовано несколько шикарных обложек. Ниже "Havets Vargar" 2000 года и языческие похороны на "Only Shadows Remain" голандских дет-металлистов из Shadowbreed 2001 года.



Сборники "Displeased Compilations Smells Like Team Spirit" #3 и 4 (1999 и 2002)



Плюс энное количество работ для классических финских блэкстеров Horna, "Perima Vihassa Ja Verikostossa" 1999 года и клятва кровью на "Sudentaival" 2001го.



На этом достойные внимания обложки начинают заканчиваться. Из общего ряда выбивается яркая эльфийка для испанских пауэр-металлистов Arwen на "Memories Of A Dream" 2001 года, и птичка на сольном альбоме гитариста Viperine и Karyan Пайрэ Канкаранта - Крис явно стащил ее с логотипа Queеn.



Из сложных рисунков макабрической тематики можно выделить разве что разве что совершенно непонятный откуда Vindsval с "The Great Maddening" и бельгийских мелодик-блэк металлистов из Axamenta с их "Codex Barathri", обе работы 2001 года.



Криса заносило и в героические обложки для пауэрищков, и в космическую оперу, но это более чем не его жанры.
After All "Mercury Rising", Allied Forces "The Forces Strike Back" и Angus "Metal Warriors", все 2002 года.





Надо поставить какую-либо мрачную точку, для этого лучше всего подходит голландские мелоди-блэкеры Slechtvalk "The War That Plagues The Lands" 2002 года.



Об остальном творчестве Криса, с 2003 года и по наши дни - завтра.

Серия Рок-художники:

1. Кен Келли (Manowar, Kiss, Rainbow и другие)
+ Иллюстрации Кена Келли к фэнтазийным книгам
2. Андреас Маршалл или Все цвета синего. Часть I, 1983-1994 (Blind Guardian, Kreator, Sodom, Rage, Running Wild и другие)
Андреас Маршалл или Все цвета синего. Часть II, 1995-2010 (Blind Guardian, In Flames, HammerFall, Obituary и другие)
3. Дерек Риггс, Эдди и Iron Maiden
Дерек Риггс и его внеMaiden'овское творчество
Tags: Рок-художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments