Майор Очевидность (metaloleg) wrote,
Майор Очевидность
metaloleg

Categories:
  • Music:

Дерек Риггс, Iron Maiden и Эдди Бессмертный



Первой группой в рок-музыке, додумавшийся до постоянного героя для обложек своих альбомов, было хард-роковое английское трио Budgie c их попугайчиком, появлявшимся на пластинках то в виде индейца, то ковбоя. Но настоящий триумф сквозных персонажей начался с эпохой хэви-металла и с началом карьеры Iron Maiden. Огромную роль в третьвековой успешной деятельности группы сыграл Эдди, постоянный персонаж их концертных выступлений, обложек пластинок и многого-многого другого. И следующая глава серии Рок-художники отводится Дереку Риггсу, создателя всеми любимого Эдди. Устраивайтесь поудобнее, я гарантирую, что помимо всем известных обложек альбомов Maiden, вы увидите много нового.



"Я родился в семье цыган, прямо в крытом фургончике. Дело было в 1958 году в Англии, в местечке под названием Портсмут. Правда мы перестали вести кочевой образ жизни и поселились в доме, когда я еще был ребенком. Наша жизнь была просто ужасающей. Было дико скучно, поэтому, чтобы хоть как-то себя занять, я рисовал. Кроме того я много читал и черпал вдохновение из книг. Это могло быть что угодно: повести, романы или даже учебники. Например, я мог прочитать учебник по астрономии, а потом представлять себя стоящим на поверхности какой-нибудь планеты, например Юпитера. Это и давало мне идеи для рисования." Биография Дереке типична для выходцев из английского среднего класса (оттуда же вышли и сами музыканты Maiden). Типично и его увлечение комиксами, хотя напрямую он в этом не признается в интервью, зато частенько упоминает тот или иной комикс-сериал 50х-60х в качестве источника вдохновения для обложек. Как и у многих других художников, у Дерека совершенно нет соотвествующего образования: "Я начал учиться на художника в школе Ланчестер Политехникс, что в английском городе Ковентри. Проучился там семестр, после чего меня попросили уйти. Так что у меня не было учителей. Все, что я знаю и умею - лишь моя заслуга... Когда я учился в той школе, мне постоянно говорили, что я не получу рабаоту, если у меня не будет диплома художественной школы, но в действительности всем было глубоко наплевать на этот диплом. Люди просто просили показать им мои работы. И я понял, что проффессиональным художником можно стать только в том случае, если ты в состоянии нарисовать то, что тебя просят люди".



Самые первые обложки Дерек нарисовал в 1979 году для альбомов британских джазменов, я их покажу завтра. А этот пост будет целиков посвящен работам художника для Iron Maiden. “Первые наброски Эдди, точнее его прототипа я сделал после того, как мне на глаза попался плакат, посвященный войне во Вьетнаме – на нем была изображена высушенная голова, насаженная на пушку танка. В то время я жил в Лондоне, поэтому городские улицы получились у меня очень похожими на железнодорожный мост в районе Финсбери-парка. Помню, как-то ночью я посмотрел на небо, увидел луну, облака, желтый фонарь и был просто потрясен этим унылым зрелищем. Это была идеальная обстановка для персонажа с такой рожей, как у Эдди. Рисунок назывался Electric Matthew Says Hello. Я отдал картинку в агенство, с котороым тогда работал, там ее продержали около полугода, после чего вернули, сказав, что по их мнению, она недостаточно коммерческая." Сейчас трудно сказать, каковой была бы дальгейшая судьба Эдди, если бы творчеством Риггза не заинтересовался менеджер Iron Maiden Род Смоллвуд, который во время визита на EMI Records случайно наткнулся на сделанный им плакат для джазового пианиста Макса Миддлтона. И Род зазвал Дерека показать ему свое портфолио. "Первоначально планировалось поместить его на обложку сингла “Purgatory”, но он настолько понравился музыкантам, что они решили приберечь его для альбома. У него были прямые торчащие оранжевые волосы, но Род попросил меня сделать их подлиннее. Самое смешное, что когда он пригласил меня показать свое портфолио, я чуть не оставил рисунок с Эдди в мастерской, поскольку все, кто его видел, тут же начинали плеваться от отвращения.” Вот примерно так и родился Эдди... Он еще немного не похож на себя любимого, привычного миллионам, но образ был создан, дальнейшее стало делом техники. Художника попросили нарисовать еще несколько картинок для синглов, и вдруг мерчендайзинг группы с изображением Эдии стал пользоваться такой популярностью, что позволило Maiden поехать в турне даже туда, где пластинки продавались плохо.



“Эдди символизировал идею, что сегодняшняя молодежь калечиться обществом.” Хронологически уточню, что первым релизом Maiden c Эдди на обложке стал сингл "Running Free" все того же 1980 года, на котором Дерек изобразил героя в образе уличного драчуна с "розочкой". В пару к нему подберу картинку для первой видео-работы группы "Live at the Rainbow" 1981 года. Вообще, многие работы не будут иметь логотип группы, потому что ради большого разрешения и правильной цветопередачи я брал картинки с сайта художника, а не многочисленные разномастные сканы обложек из Сети.



Как известно любителям истории, "Железной Девой" называли не только агрегат для пыток, но и британского премьер-министра Маргарет Тэтчер. Среди рабочего класса Англии тех лет она была очень непопулярна за свои экономические реформы, и Iron Maiden не упускали случая над ней зло пошутить. Так появились обложки для сингла "Sanctuary": Эдди убивает Маргарет за покушение на афишу группы, и "Women In Uniform", на котором Тэтчер собирается взять реванш. Дерек: Я не смог найти фотографии Маргарет в профиль, поэтому пришлось рисовать немного примерно, но получилось очень похоже. Да, кстати, "Женщины в униформе" - это не Марго, а спутницы Эдди определенной профессии.



На следующей полноформатной работе "Killers" Эдди обретает свой наиболее привычный облик. Кстати, дома-хрущевки на заднем плане вполне реальны. Etchingham Park Road района Finchley Северного Лондона, где художник жил в доме №26 некоторое время.



Тут же появляются и синглы с альбома. А Дерек сталкивается с тиранией менеджмента Maiden. Для сингла Twilight Zone (Эдди в образе призрака витает позади женщины, смотрящей в зеркало) я специально купил новый мольберт, вот только бумага скользила по нему, словно её намазали жиром. Старых мольбертов у меня с собой не было, а все магазины были закрыты - как раз несктати было воскесенье, и купить новый я не смог. Пришлось доделывать картину аэрографом…(большинство ранних работ делались в считанные дни - они звонили мне в четверг вечером и говорили: Нам нужен он к утру в понедельник... А на "Purgatory" Дерек скрестил Эдди с Дьяволом.



На мини-альбоме "Maiden Japan" Дерек попал впросак с политикой. На первоначальном варианте Эдди красовался с отрезанной головой Пола Ди'Анно, первого вокалиста группы. Но оказалось, что менеджмент за спиной Пола уже ведет переговоры с Брюсом Дикинсоном, и лишний раз пеарить неудачника было нельзя. Первоначальный и уже отпечатанный тираж обложки в буквальном смысле отправился фтопку, но сохранилось несколько экземпляров. А Дереку пришлось перерисовывать обложку с японским колоритом, но совершенно левым клинком.



По поводу обложки знаменитого "The Number Of The Beast" 1982 года, первого альбома с Брюсом, Дерек сокрушался: У нас вечно были траблы с печатью наших обложек, типографии в половине случаев не передавали цвета как было задумано. Так что слева - оригинал, справа - то что вышло. Кстати, Дерек это нарисовал за два дня и бессоную ночь между ними. А что касается скрытого смысла дьявольской обложки, так ничего такого не подразумевалось, утверждает Дерек. “Ту конкретную идею я позаимствовал из книжки комиксов, которую читал однажды в 70-х. Я не пытался создать настроение, я просто пытался сделать работу в сжатые сроки, которые мне были отведены. Я изобразил на картинке то, что задумал, и подобрал соответствующие цвета. Дьявол – это просто дьявол.”



А сингл "Run To The Hills" получился интереснее на мой взгляд. Плюс накладка на винил к нему.



Работу 1983 года для моего любимого альбома первой половины творчества мэйденов "Piece Of Mind", я в целом считаю неудачной, но зато она компенсируется бессмертной обложкой к бессмертному синглу. Эдди жестоко побрили и заперли в психушке.



Целиком это выглядело так, руку слева Дерек передрал с одного комикса детства.



Еще перед альбомов вышел сингл "Flight of Icarus". Чисто художественно обложку шибко удачно назвать трудно, зато кроме обыгрыша мифа о Дедале и Икаре, Дерек еще и процитировал падающего ангела - символа распавшихся к тому времени великих Led Zeppelin. Видите над ангелом маленькую коробку? Эта та самая клетка-психушка с обложки альбома.



Пара постеров из тура к раскрутке Piece Of Mind...



...и переходим к обложке сингла "The Trooper". Песня о Крымской Войне, а конкретно - об Атаке легкой кавалерии в сражении под Балаклавой. Дерек впоследствии расказывал, что не мог найти точных источников об униформе учавствовавших в сражении частей, поэтому просто нарисовал мундиры обобщенными. Эдди получился в одном из своих самых известных и популярных образов, не в последнюю очередь благодаря обилию ярких цветов. А Брюс до сих пор бегает в красной британской форме во время концертного исполнения этой вещи.



"Powerslave" 1984 года я не считаю очень удавшимся альбомов, уж больно он неровен. Но обложки и к нему, и к синглам с альбома более чем великолепны. Сама картина древнеегипетской тематики до сих пор используется группой для тематического оформления сцены - выше ссылка на описания впечатлений от московского концерта Maiden. Дерек: "Брюс написал мне, что раз заглавная песня об Египте, то и обложка должна быть на эту тему. Я нашел иллюстрации гробницы Рамзеса II, а большинство иероглифов взял из Книги Осириса". Очевидно, Дерек вдохновлялся фотографиями храма из Абу-Симбела, где я был в январе прошлого года.





К альбому было выпущено два сингла, "Aces High" и "2 Minutes to Midnight", в первом Эдди предстает в образе аса времен Второй Мировой. "Это кабина Супермарин Спитфайра, английского истребителя. У меня были боковые рисунки и несколько плохих изображений самолета на три четверти с носа, но с них я и нарисовал лобовой вид. А затем съездил в Royal Airforce Museum и убедился, что не ошибся". Название же второй вещи про ядерную войну было стащено Брюсом из песни The Who "Two minutes to midnight on a sunny day, maybe if we smile the clock will fade away", а за душманом-Эдди флаги тех стран, которые воевали либо были в напряженных отношениях с соседями - великие державы, Аргентина, Израиль...



Немного эксклюзива. Род Смоллвуд были ушлым бизнесменом, и примерно в конце 1981 года Дерек подписал эксклюзивный контракт и попал в кабалу - он не имел право рисовать для кого-либо еще кроме Maiden. Менеджмент проявлял завидную изобретательность насчет рисунков Дерека, и Эдди клонировался даже совсем в неожиданным предметах. Например ниже дверные постеры 1982 и 1984 годов, они клеились на стеклянную дверь, пугать пришедших. Удивительно, но в Британии существовал даже свой чарт этих постеров, и тот Эдди, который слева, лидировал годами.



Тему эксклюзива продолжают рождественские открытки, которые Дерек рисовал для группы и ее приближенных - ее можно было послать родным или друзьям, а тираж был очень мал. "Старая гвардия" only. На первой, нарисованной в конце 1980 года Эдди убивает Санту. Диван и кота Дерек срисовал с собственности. А вот причем тут Билл Гейтс и Рождество Дерек вспомнить не смог. Картинка примерно конца 80-х.



Между ними был трепанационный стеб Эдди над героями Диснея...



...и приколеж на тремя немудрыми волхвами из библейского сюжета. Это картинки 83 и 84 годов



Уж не знаю, первой ли тяжелой группой были Iron Maiden, из тех кто выступил за "железным занавесом", но ради концерта в Варшаве Дерек нарисовал чудесную картинку: Эдди сидит на Берлинской стене. Теперь это уже часть истории, а тогда все было серьезно...



И для чего-то испанского был нарисован Эдди в жилетке. Можете брать на аватары :)



Потихоньку переходим к творчеству второй половины 80-х. Водоразделом для Maiden между первым и вторым периодом творчества стал концертник "Live After Death" 1985 года. "Это вторая версия рисунка. На первой менеджмент хотел Эдди, восстающего из могилы прямо перед слушателем. Я попробывал, но динамики в рисунке не было совершенно...". На заднике был рушащийся Лондон. Но мне лично всегда больше всего нравился кот :) Попробуйте найти :)





К этому альбому был выпущен сингл из концертных версий "Run To The Hills" + "Phantom Of The Opera" + "Losfer Words (Big `Orra)". Дерек взял и совместил Призрака Оперы бегущего к холмам, причем потратил куда больше времени на рисовку ландшафта, чем на главного героя.



1986 год и "Somewhere in Time". Я особо не тащусь с этого альбома, но отдаю должное и музыкантам и художнику. Особенно Дереку, он нарисовал одну из самых подробных рок-обложек всех времен и народов.



"Это был интернациональный город будущего. На обложке, помимо Эдди, я изобразил магазин с надписями на китайском, иврите, русском и нескольких других языках, если мне не изменяет память. Но сейчас я не вспомню, что значит каждая из тех надписей. Это было очень давною. Хотя я и тогда не знал значения некоторых из этих слов. Я просто скопировал их из журналов, которые были у меня под рукой...". Как видите, из всего великого и могучено было обессмерчено слово "кефир". Задник не менее богаче, например надпись на бегущем табло "Вест Хэм - Арсенал 7:3" означает счет матча, в котором победил "Вест Хэм" - любимая футбольная команда лидера группы Стива Харриса. Пройдите по этой ссылке, и долго рассматривайте обложку в самом крупном разрешении из существующих.



Футуристический подход сохранился и на синглах с альбома. Пилотный "Wasted Years" отражает взгляды середины 80-х на компьютеры будущего. "Мы не хотели раскрывать карты раньше времени, вот почему нарисована обложка с Эдди без Эдди." А "Stranger in a Strange Land" воспроизводит антураж бара из "Звездных войн": Я был знаком с волосатым парнем слева. Его звали Рон и он действительно так выглядел, только куда крупнее



Из малоизвестных рисунков этой серии приведу дизайн для уличных афиш и еще один постер для стеклянных дверей.



К 1988 году Дерек начал перегорать. Ему попросту надоело рисовать Эдди из года в год. "Я уже использовал практически все хорошие идеи, и все начало делаться несколько унылым. Рисовать картинки становилось все скучнее и скучнее, пока в конце концов они не довели меня до элементарной депрессии, и я перестал прогрессировать как творческая личность, так что я должен был остановиться. Кроме этого, когда я перестал привносить свои идеи (по указанной ниже причине), обложки стали простой формулой "Эдди, разбивающий то, или Эдди, разбивающий се", а рисовать картинки про Эдди, разбивающего что-то там, это вовсе не то, что я хочу делать в своей жизни.

Была еще одна проблема. Около 75% тех идей были моими. Группа могла дать мне название песни и какие-то мысли, к чему бы они хотели с этим придти, а я должен был придумать реально работающую идею. Краткие указания были очень расплывчатыми, или даже примерно как "сделай что-нибудь по этим песенным строчкам". Задание на обложку "Seventh Son", к примеру, было таким: "Мы хотим одну из твоих странных сюрреалистических штучек". И все - остальное было предоставлено мне. Это было их типичным вкладом в собственные обложки. Иногда у них были особенные идеи, как для обложки "Piece of Mind", но такое нечасто случалось. Затем я обнаружил, что группа и менеджер ездят по всему миру, принимая на свой счет восторги относительно всех идей, над которыми я трудился, как пчела. Линия, которую они гнули, заключалась в том, что все идеи были их, а я являлся всего лишь безучастной марионеткой, которая для них рисовала. Когда ты работаешь в поте лица, чтобы создать оригинальную идею и превращаешь содержание посредственной песни в интересную картину, а кто-то говорит что-то такое, это чрезвычайно оскорбительно. Казалось, что к моему вкладу в их неслабое материальное богатство они относятся с насмешкой и презрением. Так вот, по этой причине я и решил выйти из этого контракта (я был обязан контрактом работать все это время только на них). Так что я почти перестал вкладывать свои идеи и просто стал рисовать в точности то, чего они хотели, и вот обложки стали слегка скучными"


Слова эти уже отлично иллюстрируются обложкой к альбому "Seventh Son of a Seventh Son", одному из моих самых любимых у Maiden. Эдди переселен в Арктику, а обложка и в правду, сюрреалистичней некуда.



Синглы "Can I Play With Madness", "The Evil That Men Do" и "The Clairvoyant" объединены одной идеей. Причем, самое смешное, с многоглазой обложки "The Clairvoyant" сами Queen стибрили идею обложки для альбома "The Miracle" - Дерек утверждает, что сам слышал это в их телеинтервью!





Иногда Дереку удавалось протолкнуть Эдди не очередным монстром, а героем с некоторым блеском мудрости в глазах. Вот, к примеру, рисунок для внутренней части конверта "Seventh Son of a Seventh Son" + очередной Эдди для видео "Maiden England". Сам Дерек, по его словам, ненавидит рисовать мотоциклы.



К излому 80-х Дерек уже вовсю маялся, связанный контрактом, а отношение к нему Maiden становилось все более и более наплевательским: "нарисуй то, нарисуй это". "No Prayer for the Dying" и синглы с него как художественно, так и музыкально не могут сравниться с классикой Maiden.



Синглы "Holy Smoke" и "Bring Your Daughter ... To the Slaughter"



Особенно неудалась обложка к "Tailgunner", про кормовых стрелков британских "Ланкастеров", бомбардировщиков второй мировой - они обычно не жили долго. Даже все три варианты обложки, что есть у художника на сайте. Самое странное, что я так и не смог найти упоминания об этом сингле в дискографии группы. Может быть была нарисована обложка, а сингл так и не вышел?



Еще вариант и обложка к туру в раскрутку альбома.



А эти две обложки с кровожадным Эдди Дерек постоянно приводил в пример того, как музыканты Maiden руководили творческим процессом, но их фантазия ограничивалась только очередной вариацией уже нарисованного. Честно говоря, было лень искать к чему именно они были нарисованы, на рубеже 80х и 90х у группы вышло куча релизов, быть может это даже рисовалось впрок. Зато понятно, с кого содрали свой образ человека с косой Children Of Bodom.



Плюс последняя рождественская открытка для Maiden. Дерек аппелировал к образы Джэка Николсона из "Волка"



К 1992 году Дерек хлопнул дверью и разорвал контракт. Обложку "Fear Of The Dark" рисовал уже Мелвин Грант. Альбом вышел лучше предыдущего, но особых восторгов не снискал. Естественно, в группе начались центробежные тенденции к сольной карьере etc. А менеджмент - тоже естественно - занялся извлечением доходов с тонущего корабля путем выпуска многочисленных концертников. Отныне Дерек рисовал достаточно редко, каждый раз за отдельные деньги, поэтому его участие носит эпизодический характер. Например, в 1993 его приглашают оформить серию концертников "A Real Dead One" и "A Real Live One" плюс внутренности к ним, включая басиста Стива в виде Эдди.





Самый неожиданный рисунок Дерек подготовил для сингла "Hallowed Be Thy Name". Брюс покидал группу, и менеджеры решили последним "прощай" показать все, что они думают об этой затее вообще и о строптивом вокалисте в частности. Гори ты в аду!



Альбом 1995 года оформлял Хью Сим, а Дерека вновь позвали год спустя нарисовать обложку для "Best of the Beast" сборника лучших вещей группы. Кому-то пришла в голову идея поместить на одной обложке разных Эдди с разных пластинок и синглов, и Дерек нарисовал одну из самых лучших обложек в истории группы.



В конце 90-х у Дерека с Iron Maiden опять случился краткосрочный ренессанс сотрудничества. Отчасти потому, что вернулись старые члены команды, и менеджмент, раскинув мозгами, решил что классическому составу нужен классический художник. Плодами этого стала серия рисунков, но не для альбомов, а для менее глобальных вещей. Например фестиваля Download, где Maiden были хэдлайнерами.



Почему-то Iron Maiden считали нужным отмечать подписание очередного контракта со звукозаписывающей компанией. И Эдди волей Дерека сокрушал соответствующую штаб-квартиру. На втором рисунке - штаб Sony + Эдди для журнала Metal Hammer.





Оформить пластинки просили редко. Вот набросок к синглу "Futureal", кстати, первый опыт Дерека по рисованию в 3D на компьюторе. И так называемый Eddie's bookcase, к чему - так и не понял.



Все же чаще была меморабилия, типа съезда сил зла для футболок.



Дерека почти что привлекли к работе над "Brave New World", но группе не понравилась обложка к синглу "Wickerman" - она слева. Сотрудничество свернулось, и обложку к альбому... составили из двух рисунков разных художников, Дереку досталась верхушка :)



И потом все завершилось. Почти десять лет Дерек не рисовал Эдди, а группа не вспоминала о нем. Эдди вернулся к публике на обложке "Run for Cover, the art of Derek Riggs", автобиографии - увы, там много чего о рисунках для Девы, но найти ее скачать нахаляву я не смог, да и копирайт уважать надо. Герой "The Trooper" в образе солдата Второй Мировой.



Последними работами Дерека для Iron Maiden стала обложка для сборника "Somewhere Back in Time - The Best of: 1980-1989". К этому времени Дерек практически все рисовал с помощью компьютера, поэтому вот вам четыре последовательных стадии подготовки:





Еще Дерек привлекался для работы над концертником "Flight 666", но итоговая работа использовалась не для альбома - там фото группы - а для обложки Metal Hammer, плакатов и т.д. Сам Дерек утверждал, что группа хотела сперва чтобы нарисовать, а потом заплатить - и была послана туда, куда Эдди чертей не гонял :) Пришлось Maiden сначала платить, а уж потом Дерек начал рисовать Эдди верхом на 757-ом Боинге Ed Force One







Вот и все творчество английского цыгана для девы. Завтра я покажу, что Дерек нарисовал для других групп, а пока жду ваших фи по поводу "человека, который всю жизнь рисует одно и то же". Пока собирал инфу для этого поста, переслушал почти все творчество Maiden. Up The Irons!



Предыдущие посты серии Рок-художники:

1. Кен Келли (Manowar, Kiss, Rainbow и другие)
+ Иллюстрации Кена Келли к фэнтазийным книгам
2. Андреас Маршалл или Все цвета синего. Часть I, 1983-1994 (Blind Guardian, Kreator, Sodom, Rage, Running Wild и другие)
Андреас Маршалл или Все цвета синего. Часть II, 1995-2010 (Blind Guardian, In Flames, HammerFall, Obituary и другие)
Tags: Рок-художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →